Найти тему

Николаевка, заброшенная церковь

Николаевка (Курганская область), церковь Николая Чудотворца (дата постройки конец XIX века начало XX века).
Николаевка (Курганская область), церковь Николая Чудотворца (дата постройки конец XIX века начало XX века).

Размеры нынешнего села Николаевка и размеры относительно большой церкви находятся в явном диссонансе. Село в перманентном запустении, а церковь наоборот пытаются восстановить.  

Церковь сохранила от своей ограды только два небольших одноэтажных домика с западной стороны, возле нее только пустырь и полуразрушенная одноэтажная земская школа. Современное село как бы дистанцировалось от разрушенной церкви несмотря на расположение церкви практически по центру поселения. Непонятно по какой причине, современное село так и не приблизилось к церкви на минимальное расстояние, как это происходит в других селах. Следов закрашивания краской росписей на стенах не наблюдается, значит, церковь использовалась под зернохранилище либо вовсе стояла заброшенной.

С восточной стороны глаз режет необычная для этих мест алтарная часть – она в виде прямоугольника.
С восточной стороны глаз режет необычная для этих мест алтарная часть – она в виде прямоугольника.

Церковь имеет нехарактерную для этих мест архитектуру: более крупные размеры здания,  прямоугольная алтарная часть, расположение не на берегу озера, а по центру села и прямо таки идеальную сохранность ограды в виде двух отдельно стоящих зданий. Подобные проекты встречались только в Свердловской области, но даже там алтарная часть была выполнена не прямоугольником, а половиной шестигранника. При этом именно в Свердловской области встречались ограждения церковной территории в виде небольших квадратных построек.

К уникальности этой церкви следует отнести практически идеальную сохранность некоторых элементов экстерьера здания.

Сохранился крест на колокольне, причем практически в идеальном состоянии.
Сохранился крест на колокольне, причем практически в идеальном состоянии.

Несмотря на повальное растаскивание местными и приезжими заброшенных зданий на металлолом – в здании церкви остались целыми и железные тяжи и кованые решетки на окнах.

Окна, деревянные рамы и кованые решетки сохранились практически в идеальном состоянии.
Окна, деревянные рамы и кованые решетки сохранились практически в идеальном состоянии.

Сохранились кованные двери с железом палец толщиной. Все указывает на то, что во времена бума сбора металлолома церковь находилась под присмотром.

Верхняя часть старинного запора на железной двери хоз. построек – петля замка находится не на привычном месте стыка двери и косяка, а на запоре.
Верхняя часть старинного запора на железной двери хоз. построек – петля замка находится не на привычном месте стыка двери и косяка, а на запоре.

Толщину железа двери можно оценить по сварке, которой приварена оборванная с клепок петля запора, сварка не только не прожгла железо двери, но хорошо держит вновь приваренную петлю запора. Нижний запор не заперт на замок, он сохранился лучше и не имеет изменений конструкции. По нижнему запору  и толщине  двери можно судить, что хозяйственные постройки имели хороший уровень защиты от попыток взлома и расхищения церковного имущества – возможно прецеденты были.

Если предположить, что хоз. постройки стояли по углам церковного ограждения, то можно примерно понять размеры участка занимаемого церковью.
Если предположить, что хоз. постройки стояли по углам церковного ограждения, то можно примерно понять размеры участка занимаемого церковью.

Несмотря на начавшиеся восстановительные работы, еще хорошо видна старая штукатурка стен и по ней можно судить об одном очевидном факте – ни один из проемов не расширяли под заезд грузовой машины. Такая сохранность церкви не может не удивлять, получается советская власть не использовала пустующие здание церкви под хозяйственные нужды, как это делалось в соседних селах.

Если колокольня имеет стандартную архитектуру то средняя часть напротив, не имеет привычного «пряника», а выполнена в виде светового барабана.
Если колокольня имеет стандартную архитектуру то средняя часть напротив, не имеет привычного «пряника», а выполнена в виде светового барабана.

Возможно, большие размеры церкви не предполагают купол в виде сферы, характерный элемент церквей Курганской области называемый в народе «пряником». В любом случае можно констатировать очевидный факт, эта церковь значительно отличается по размерам в большую сторону от церквей в соседних деревнях.

Карнизы в церкви имеют значительный вынос за счет гранитных плит.
Карнизы в церкви имеют значительный вынос за счет гранитных плит.

Не то, чтобы в Курганской области не делали больших выносов карнизов, но в Свердловской области такие архитектурные решения встречаются намного чаще.

Внутри церковь почти не имеет отличий от других церквей, разве что есть некоторые непонятные решения – понять смысл которых при беглом осмотре невозможно.

Первая загадка: выход из притвора был арочного типа, но затем переделан в стандартный проем.
Первая загадка: выход из притвора был арочного типа, но затем переделан в стандартный проем.
По росписи на стене хорошо видно, что проем заделывали до росписи стен.
По росписи на стене хорошо видно, что проем заделывали до росписи стен.

Вторая загадка заключается в том, что церкви таких больших размеров имели разветвленную систему подземных ходов, иногда подземные ходы уходили на три уровня в землю. В рассматриваемой церкви подземные ходы практически отсутствуют, при этом вход в подвальные помещения хорошо просматривается.

Вход в подвальные помещения никуда не ведет.
Вход в подвальные помещения никуда не ведет.

Если внимательно присмотреться, то три ряда кирпичей снизу шириной в два полных кирпича слева – имеют другую кладку, кроме того, хорошо просматривается шов подземного прохода. Судя по наличию входа в подземелье выполненного из кирпича - подземелье было, но отсутствие ходов ответвлений ставит в тупик. Учитывая, что предки кирпичами не разбрасывались, есть серьезное предположение – что подземные ходы все таки были, но с какой то целью были заделаны, причем на этапе строительства, либо чуть позже.

Третья загадка заключается в странных круглых пятнах на стенах, хотя соре всего это как-то связано с хозяйственной деятельностью внутри церкви в советское время.

Обугленная штукатурка, явный признак того, что в советское время здесь была либо кузница, либо слесарная мастерская.
Обугленная штукатурка, явный признак того, что в советское время здесь была либо кузница, либо слесарная мастерская.

На следах копоти просматриваются небольшие круги, можно предположить, что это дети кидались снежками в потолок – размеры пятен как раз как от снежка, либо это следы от мастерской, которая явно находилась внутри церкви. Копоть на стенах указывает на факт, что в советское время церковь не была заброшенной, а внутри ее размещалась как минимум печка буржуйка, как максимум какое-то производство, например мастерская по ремонту сельхозтехники.

На стенах светового барабана и под ним частично сохранилась роспись.
На стенах светового барабана и под ним частично сохранилась роспись.
Роспись на стене светового барабана.
Роспись на стене светового барабана.
Роспись под световым барабаном.
Роспись под световым барабаном.

Как можно понять, сохранность росписей на стенах близка к нулевой, хотя очертания рисунков вполне угадываются.

Алтарная часть церкви.
Алтарная часть церкви.

Несмотря на нестандартный прямоугольный дизайн алтаря, потолок у него выполнен в классическом стиле – полусферой, чего не скажешь по виду алтаря снаружи здания.- там он полностью квадратный.

Вид от алтаря.
Вид от алтаря.

Если смотреть от алтаря, то хорошо видно, что в советское время перегородка фундамента из дикого камня была сломана, скорее всего, уровень пола при эксплуатации здания в советское время был значительно ниже.

Источник