Размеры нынешнего села Николаевка и размеры относительно большой церкви находятся в явном диссонансе. Село в перманентном запустении, а церковь наоборот пытаются восстановить.
Церковь сохранила от своей ограды только два небольших одноэтажных домика с западной стороны, возле нее только пустырь и полуразрушенная одноэтажная земская школа. Современное село как бы дистанцировалось от разрушенной церкви несмотря на расположение церкви практически по центру поселения. Непонятно по какой причине, современное село так и не приблизилось к церкви на минимальное расстояние, как это происходит в других селах. Следов закрашивания краской росписей на стенах не наблюдается, значит, церковь использовалась под зернохранилище либо вовсе стояла заброшенной.
Церковь имеет нехарактерную для этих мест архитектуру: более крупные размеры здания, прямоугольная алтарная часть, расположение не на берегу озера, а по центру села и прямо таки идеальную сохранность ограды в виде двух отдельно стоящих зданий. Подобные проекты встречались только в Свердловской области, но даже там алтарная часть была выполнена не прямоугольником, а половиной шестигранника. При этом именно в Свердловской области встречались ограждения церковной территории в виде небольших квадратных построек.
К уникальности этой церкви следует отнести практически идеальную сохранность некоторых элементов экстерьера здания.
Несмотря на повальное растаскивание местными и приезжими заброшенных зданий на металлолом – в здании церкви остались целыми и железные тяжи и кованые решетки на окнах.
Сохранились кованные двери с железом палец толщиной. Все указывает на то, что во времена бума сбора металлолома церковь находилась под присмотром.
Толщину железа двери можно оценить по сварке, которой приварена оборванная с клепок петля запора, сварка не только не прожгла железо двери, но хорошо держит вновь приваренную петлю запора. Нижний запор не заперт на замок, он сохранился лучше и не имеет изменений конструкции. По нижнему запору и толщине двери можно судить, что хозяйственные постройки имели хороший уровень защиты от попыток взлома и расхищения церковного имущества – возможно прецеденты были.
Несмотря на начавшиеся восстановительные работы, еще хорошо видна старая штукатурка стен и по ней можно судить об одном очевидном факте – ни один из проемов не расширяли под заезд грузовой машины. Такая сохранность церкви не может не удивлять, получается советская власть не использовала пустующие здание церкви под хозяйственные нужды, как это делалось в соседних селах.
Возможно, большие размеры церкви не предполагают купол в виде сферы, характерный элемент церквей Курганской области называемый в народе «пряником». В любом случае можно констатировать очевидный факт, эта церковь значительно отличается по размерам в большую сторону от церквей в соседних деревнях.
Не то, чтобы в Курганской области не делали больших выносов карнизов, но в Свердловской области такие архитектурные решения встречаются намного чаще.
Внутри церковь почти не имеет отличий от других церквей, разве что есть некоторые непонятные решения – понять смысл которых при беглом осмотре невозможно.
Вторая загадка заключается в том, что церкви таких больших размеров имели разветвленную систему подземных ходов, иногда подземные ходы уходили на три уровня в землю. В рассматриваемой церкви подземные ходы практически отсутствуют, при этом вход в подвальные помещения хорошо просматривается.
Если внимательно присмотреться, то три ряда кирпичей снизу шириной в два полных кирпича слева – имеют другую кладку, кроме того, хорошо просматривается шов подземного прохода. Судя по наличию входа в подземелье выполненного из кирпича - подземелье было, но отсутствие ходов ответвлений ставит в тупик. Учитывая, что предки кирпичами не разбрасывались, есть серьезное предположение – что подземные ходы все таки были, но с какой то целью были заделаны, причем на этапе строительства, либо чуть позже.
Третья загадка заключается в странных круглых пятнах на стенах, хотя соре всего это как-то связано с хозяйственной деятельностью внутри церкви в советское время.
На следах копоти просматриваются небольшие круги, можно предположить, что это дети кидались снежками в потолок – размеры пятен как раз как от снежка, либо это следы от мастерской, которая явно находилась внутри церкви. Копоть на стенах указывает на факт, что в советское время церковь не была заброшенной, а внутри ее размещалась как минимум печка буржуйка, как максимум какое-то производство, например мастерская по ремонту сельхозтехники.
Как можно понять, сохранность росписей на стенах близка к нулевой, хотя очертания рисунков вполне угадываются.
Несмотря на нестандартный прямоугольный дизайн алтаря, потолок у него выполнен в классическом стиле – полусферой, чего не скажешь по виду алтаря снаружи здания.- там он полностью квадратный.
Если смотреть от алтаря, то хорошо видно, что в советское время перегородка фундамента из дикого камня была сломана, скорее всего, уровень пола при эксплуатации здания в советское время был значительно ниже.