12 января 1912 года 107 лет назад в городе Верный родился Динмухамед (Димаш) Ахмедович Кунаев (каз. Дінмұхаммед (Димаш) Ахмедұлы Қонаев), который с небольшим перерывом с 1960 и до конца 1986 года будучи первым секретарем ЦК Компартии Казахстана возглавлял Казахскую Советскую Социалистическую Республику.
Именно при нем страна получила колоссальный импульс и превратилась в индустриально-агарную республику с мощной промышленностью, энергетикой, наукой, образованием. Ясно, что Динмухамед Кунаев проводил общую линию КПСС в рамках общих планов развития народного хозяйства в деле построения социализма, но он внес также и свой вклад и принял непосредственно личное участие в создание одной из самых передовых республик СССР.
За период его руководством республикой, производительный потенциал вырос более чем на 700%. То есть заново было создано семь Казахстанов. Объем промышленности вырос в 9 раз, сельского хозяйства - в 6 раз, капитальное строительство - в 8 раз.
Сам Динмухамед Кунаев выходец из простой семьи. Его отца Ахмеда Жумабаевича (1886—1976) отдали работать в 14 лет к купцу Исхаку Габдувалиеву, у которого он проработал вплоть до Великой Октябрьской Социалистической Революции. Он самостоятельно научился грамоте и умел писать и читать на русском и арабском языках. Его мать Зауре Баировна Кунаева, урожденная Шынболатова (Чимбулатова), родилась в 1888 году в бедной крестьянской семье в селе Чилик Чиликского района (нынешней Алматинской области).
«Наша семья жила в Верном на Сарыарканской улице в большой станице, где я родился 12 января 1912 года. Через два года отец построил небольшой домик на Старокладбищенской улице 39 и сейчас там на этом месте расположено здание железнодорожного вокзала Алма-Ата -2», - написал в своей автобиографической книге «О моем времени» Динмухамед Кунаев.
Юность его прошла в Алмат-Ате, где он окончил школу № 14. После окончания школы он поступил работать статистиком в сектор районирования Госплана Казахстана, а вечерами учился на курсах по подготовке в институт. Там же он вступил в ряды ВЛКСМ. Примечательно, но Динмухамед Кунаев в своих воспоминаниях упомянул и свою случайную встречу со своими сверстниками в предгорьях Алма-Аты Льва Давидовича Троцкого в 1928 году, который в тот момент находился в ссылке.
В момент работы статистиком в сектор районирования, его как умелого сотрудника заметили и по линии ВЛКСМ направили учиться в Москву в институт металлов и золота. С этого дня его жизнь круто изменилась, да и сам Динмухамд Ахмедович вспоминал, что никак не ожидал, что сможет учиться в столице СССР.
Его справедливо в последующем называли технократом, так как он пришел на партийную работу после многолетней деятельности в горнодобывающей промышленности и цветной металлургии, в Академии Наук, а затем в Совете Министров КазССР, отвечая за индустриальное развитие, а потом за общий экономический подъем страны. И началом его стремительной карьеры можно назвать 1936 год, когда он после окончания Московский институт цветных металлов и золота, получил квалификацию горного инженера и был направлен на Прибалхашстрой. В 1939-м году он вступил в ряды ВКП(б).
Именно работа в медедобывающих рудниках и в цветной промышленности дали ему первый опыт работы на производстве. С начала Великой Отечественной Войны он являлся заместителем главного инженера и начальником технического отдела комбината «Алтайполиметалл», а также директором Риддерского рудника Лениногорского рудоуправления. Добыча меди, цинка, золота, свинца и цветная металлургия служили делу производства боеприпасов, обеспечивали потребности авиационной и радиотехнической промышленности, а также танкостроения.
Именно в целях развития военной экономики, его как молодого, но уже квалифицированного кадра с 1942 года переводят на работу заместителем председателя Совета Народных Комиссаров КазССР, где он проработает 10 лет. Там он будет курировать вопросы выплавки меди и свинца и развития металлургии. С 1952 по 1955 годы он стал самым молодым президентом Академии Наук КазССР, где также занимался внедрением новых методов добычи полезных ископаемых и развития промышленных технологий.
С 1955 года он снова переходит работать в Совет Министров республики уже в качестве председателя. В этот момент начинается новый период в развитии страны, отмечаемый второй волной индустриализации и освоения целинных земель. Тогда им в течение пяти лет были организованы министерства цветной металлургии, строительно-монтажных работ, геологии, энергетики и другие ведомства.
Будучи руководителем Совета Министров, он тесно сблизился и сдружился с тогдашним первым секретарем ЦК Компартии Казахстана Леонидом Ильичом Брежневым, что также предопределило его рост и судьбу. Динмухамед Ахмедович очень тепло вспоминал о совместной трудовой деятельности с таким же технократом и производственником, как и он сам, который с полуслова понимал и одобрял инициативы и планы, предлагаемые им и его министрами. В своих воспоминаниях он отмечал эти дни, как самые интересные и динамичные.
В 1960-м Динмухамед Кунаев был избран в качестве первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, где проработал два года. В этот момент он не сошелся с Никитой Сергеевичем Хрущевым по вопросам создания новых производственных краев на территории КазССР. После этого он на два года с 1962 по 1964 год снова вернулся на работу в качестве председателя Совмина. Избрание его вновь первым секретарем стало возможным только после ухода с поста Генсека ЦК КПСС Хрущева.
Уже с 1964 по 1986 год, то есть 22 года Динмухамед Ахмедович Кунаев бессменно руководил республикой и оставил у казахстанцев самые теплые воспоминания. По мнению многих советских граждан, живших в КазССР, этот период был отмечен стабильностью, непрерывным ростом благосостояния, улучшением системы здравоохранения и образования, строительством новых городов и появлением многих тысяч предприятий обрабатывающей промышленности.
Уже в начале 90-х годов, в своем видео интервью, Динмухамед Ахмедович отмечал, что «эти годы, указанные Михаилом Горбачевым, как «застойные» и отмечаемые нынешними журналистами, как период стагнации, на самом деле были периодом неуклонного роста и высоких темпов развития, которые были неслыханными для многих развитых капиталистических стран. И новые данные опровергают все эти данные о «застойности», наоборот в невыгодном свете показывают результаты деятельности нынешних «реформаторов»».
И действительно темпы роста народного хозяйства КазССР шли с опережением графика. За «застойный период» производство железной руды увеличилось в 6,9 раза, стали в 4,2, меди рафинированной в 2,1, цемента в 4,9 раза. Резко возросло производство угля, серной кислоты, минеральных удобрений. В 2,3 раза увеличилась выработка электроэнергии. По данным книги Динмухамеда Кунаева «От Сталина до Горбачёва» каждую пятилетку строилось почти 32 млн м² жилья.
Ситуация изменилась, когда к власти в Москве пришел Михаил Сергеевич Горбачев, ставший генеральным секретарем ЦК КПСС, который повел политику чистки руководящих кадров от людей Брежнева. На XVI съезде Компартии Казахстана в феврале была первая попытка его снятия, которая закончилась неудачно, так как большинство делегатов по итогам дебатов выступила в поддержку Динмухамеда Кунаева.
В последующем Михаил Горбачев инициировал снятие Динмухамеда Кунаева сверху, когда 11 декабря заседание Политбюро ЦК КПСС приняло решение о его отставке. 16 декабря 1986 года уже в Алма-Ате прошел пленум ЦК Компартии Казахстана, на котором он был отправлен на пенсию, а первым секретарем был избран бывший руководитель Ульяновского обкома КПСС Геннадий Колбин. Эти события и привели к студенческим выступлениям, которые были первыми массовыми протестными выступлениями подобного рода в СССР.
Историки до сих пор спорят, кто был организатором и инициатором тех выступлений, но в тот период вину за случившееся взвалили на Динмухамеда Кунаева, которого в январе 1987 года был выведен из состава членов Политбюро ЦК КПСС, а в июне этого же года из состава ЦК КПСС. Около полугода он также находился под домашним арестом, и по воспоминаниям следователей КГБ, планировалось его помещение в СИЗО. Только опасения начала новых беспорядков, заставило новое руководство республики отказаться от этой идеи.
В последующем он жил со своими родными в своей квартире в Алма-Ате занимаясь публицистической деятельностью и написанием мемуаров. За это время он написал две книги «О моем времени» и «От Сталина до Горбачева». После разрушения СССР и на начальном периоде независимости в своих мемуарах критиковал новое руководство страной и помогал, по словам очевидцев, делу восстановления уже новой Компартии Казахстана, которая оказалась в оппозиции.
Скончался он 22 августа 1993-м году в селе Акши Алакольского района Алматинской области в результате сердечного приступа и был похоронен 25 августа на Кенсайском кладбище в Алма-Ате. В последующем к 100-летию со дня рождения в 2012-м году в его квартире был открыт музей. Еще ранее, в Алма-Ате был открыт памятник, а в стране произошло переосмысление деятельности бывшего первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, которое еще не закончено.
12 января 1992 года на его 80-летие, журналисты одного из казахстанских телеканалов взяли интервью у бывшего главы КазССР, которое имело уже в наше время получило большой отклик среди пользователей в социальных сетях казахстанского сегмента интернета. Мы также его размещаем его у себя.