"Брат Иван Федорович" - это 11-я книга "Братьев Карамазовых", или самое начало второго тома романа.
Зима, Петербург, мерзкая погода, разъединяющая людей, которые и так почти перестали доверять друг-другу. Завтра - суд над Митей, старшим из братьев Карамазовых. Сам Митя сидит в тюрьме, ожидая приговора. Основной вопрос, на который должен ответить суд - кто убийца? А убит, как вы помните, отец братьев - Федор Карамазов, и его деньги украдены. И непонятно, действительно ли Митя стал отцеубийцей, или лакей его отца - Смердяков, и какова во всем этом роль Ивана Карамазова?
Как известно, у Достоевского на пару страниц влезает столько душевных метаний и раздумий о смыслах, сколько у иного писателя и во всем собрании сочинений не отыщешь. И несомненно, "Братья Карамазовы" - это настоящий концентрат психологической прозы. Я давно уже читала сам роман, поэтому решила перед спектаклем перечитать хотя бы 11-ю книгу, и в очередной раз была впечатлена совершенством и насыщенностью прозы. На сцену диалоги персонажей романа были перенесены практически без купюр. Так что, если вы любите язык Достоевского, то по-крайней мере удовольствие от хорошо прочитанного текста точно получите. Но что же спектакль?
На сцене - два ряда скамей, напоминающих церковь или зал суда. Понимая, о чем идет речь, выбираем второе. В этот зал по-очереди заходят герои романа, садятся на скамьи спиной к зрителю.
В ярко освещенной части зала остаются Алеша и Грушенька. Собственно, все первое действие - это диалоги Алеши с остальными героями, в каком-то смысле представлящие их зрителю (читатель-то, и так уже преодолел пол-романа, и в курсе всех деталей). Сыграно отлично, практически все идеально попадают в образы, и да, молодость актеров здесь только плюс. Неожиданной оказалась Грушенька. Вместо милой очаровательной и довольно наивной девушки нам показали достаточно самостоятельную девицу, причем еще и говорящую с легким акцентом (???). В общем-то, почему бы и нет, но было непривычно. Зато мне неожиданно (кто смотрел батлы, поймет) очень понравилась Анастасия Имамова в роли г-жи Хохлаковой:
Это была дивная комическая роль (и одна из самых ярких в спектакле), в которой, ни на шаг не отступив от классического текста, она сыграла уморительную барыньку, над словами и манерами которой потешался весь зал.
Второе действие посвящено исключительно брату Ивану, и теперь уже он, а не Алеша - связующее звено. Иван беседует со Смердяковым, затем с чертом, и двум последним почти удается запутать его и чуть ли не свести с ума. По накалу страстей казалось бы должна лидировать вторая часть действия, ведь суд все ближе, версий все больше и сумасшедствие нарастает, но это не так. Если первое действие - калейдоскоп разных типов, то второе - смотрится почти моноспектаклем за счет того, что и Смердяков, и черт в каком-то смысле отражения самого Ивана. В итоге создается впечатление, что мы посмотрели два разных спектакля. Может быть стоит убрать антракт, чтобы сохранить единство восприятия?
А теперь, почему "Брат Иван Федорович" не спектакль. Я не увидела здесь режиссера вообще. Режиссерских ремарок, режиссерских находок, режиссерского видения. Есть актеры, есть очень аккуратное отношение к тексту, есть зрители. Режиссера нет.
Возможно, у меня старомодные взгляды, но в моем понимании спектакль должен нести какой-то посыл, вызов, ставить восклицательный знак, вопрос хотя бы. Но это должен быть свой знак, свой вопрос. В данном случае подсознательно ожидаешь, что режиссер поделится с тобой своим мнением, своей точкой зрения, а не оставит один на один с текстом классика. Последнее, в общем-то, тоже неплохо, но... от спектакля ждешь несколько иного.
Что еще. Все - сцена, одежда, пространство - выдержано в строгих серо-черных тонах. Я так понимаю, что это стиль Женовача, и он считает цвет заслоняющим смысл. В случае Достоевского, пожалуй, такая цветовая гамма была уместна.
Резюме: диалоги были завораживающими (в зале стояла мертвая тишина), образы - точными, смотреть все это - интересно, но спектакля все-таки (пока?) не сложилось. Тем не менее, увидеть "Брата Ивана Федоровича", определенно, стоит. Неразбавленный Достоевский - прекрасен.
Спасибо за приглашение сообществу @Moskva.Lublu !
Группы спектакля в в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме