Собиралась я на днях к дочке приятельницы на день рождения и, как водится, озаботилась покупкой подарка буквально за пару дней. Что конкретно преподнести имениннице, ученице младшей школы, не знала, посему решила пройтись по магазинам, ассортимент изучить и вдохновиться. И вот захожу, слегка уже притомившись поисками и раздумьями, в очередной торговый уголок и тут выскакивает консультант с коронной, конечно же, фразой: «Чем вам помочь?». Вот о чём плач сегодня, добрые люди.
Вы эту фразу тоже много раз слышали, уверена. Когда заграничными модами у нас повеяло, то вот тогда-то она и появилась у продавцов. Меня лично она несколько нервирует. Не то чтобы я сразу в истерию впадаю, но
стараюсь подальше отойти, процедив классическое «Я сама посмотрю».
Давеча мне в глаз что-то попало, пока я шла по торговому центру. Глаз зажмурив, заскочила я в магазин парфюмерно-косметический с целью к зеркалу подобраться, а тут девица в форменной одежде ко мне подлетает. У меня один глаз зажмурен, другой вытаращен и я им вращаю активно в поисках ближайшего зеркала, вся я перекошенная и взмыленная. А она: «Могу помочь?». Да, экзорциста надо вызвать, не видно по мне, что ли?!
Вообще я довольно долго от таких навязчивых продавцов старалась прятаться, куда-нибудь сразу отойти подальше, чтобы они меня не застигли врасплох. Потому что я и сама не всегда знаю, что я купить хочу. Чем мне тогда продавец поможет? А вообще многие ли точно могут сформулировать, за чем пришли, например, в магазин одежды? Вроде «мне нужно платье средней длины в деловом стиле нежно-голубого цвета с потайной застёжкой в боковом шве»? С другой стороны, если я точно знаю, что намереваюсь купить, то зачем нужен этот консультант?
Кстати, психологи говорят, что эта фраза приевшаяся про чем помочь – не лучший способ продавать. Одни люди просто застесняются отвечать и из магазина попросту выйдут, другие считают это вмешательством в собственную жизнь, третьи рассматривают её как своего рода «американскую улыбку вежливости» и раздражаются. Да и в самом деле, фраза-то какая-то вымученная, не находите?
Когда вы действительно хотите кому-то помочь, вряд ли вы перед ним подскочите оловянным солдатиком с заученным текстом.
В заключение расскажу историю, которую прочитала ещё в детстве, когда про услужливых продавцов-консультантов слыхом никто не слыхивал. Не помню, где и при каких обстоятельствах я историю эту прочла, но в память она мне почему-то врезалась. Итак, покупатель пришёл в магазин и попросил подобрать ему рубашку цвета сирени. Продавцы засуетились, начали предлагать варианты: и розовые, и фиолетовые, и сиреневые, светлые, тёмные, однотонные, в крапинку. В итоге мужчина, изучив ассортимент, так ничего и не нашёл. Измученные его придирками продавцы спросили: «Ну что же ещё вам нужно? Мы принесли все сиреневые рубашки, все рубашки цвета сирени!». И на это покупатель ответил: «Сирень бывает и белого цвета». В общем, не надо мне ничем помочь. Я сама посмотрю. А вам?