Специалисты компания Flightright, которые помогают европейским авиапассажирам отстаивать свои права и взыскивать с авиакомпаний компенсации, рассказали о пяти главных изменениях в законах, которые были приняты в 2018 года.
Предупреждаю: все эти правила касаются только рейсов авиакомпаний из Евросоюза. Но ведь вы же ими часто летаете.
Первое: пассажир должен доказать, что он был в самолете
С февраля прошлого года, чтобы получить компенсацию, например, за задержку рейса или отмену рейса, вы должны доказать, что были в самолете, а не просто купили билет. То есть теперь в суде недостаточно предъявить распечатку авиабилета – надо показать или посадочный талон (либо его электронный эквивалент), или багажную бирку.
Другими словами, если вы купили билет на самолет, но никуда не полетели, а потом случайно узнали, что ваш рейс еще и был задержан, то рассчитывать на компенсацию больше не приходится.
Второе: компенсацию можно требовать либо в стране отправления, либо – прибытия
В марте Европейский суд (European Court of Justice) положил конец практике, когда авиакомпании отправляли для подачи иска в суд в страну своей регистрации. Такая практика признана недопустимой. Теперь, если вы летели из Польши в Португалию каким-нибудь Ryanair (родом из Ирландии), то судиться можете как в Польше, так и в Португалии.
Третье: стихийные забастовки больше не повод для отказа
В апреле суд ЕС решил, что так называемые «дикие забастовки», когда работники вдруг отказываются выполнять свои обязанности, больше не повод для отказа от компенсации. Основанием для вердикта стало дело авиакомпании TUIfly, которая из-за «дикой забастовки» в октябре 2016 года отменила почти половину рейсов. Но потом отказалась платить компенсации пассажирам, сославшись на форс-мажор. Суд не согласился с мнением перевозчика.
К слову, «дикие забастовки» происходят в ЕС достаточно редко. Обычно профсоюзы предупреждают о своих акциях заранее.
Четвертое: задержка за пределами ЕС – не проблема
В июне Европейский суд расширил действие регламента 261/2004, и теперь пассажиры могут рассчитывать на компенсацию, даже если задержка произошла на пересадке за пределами ЕС. Главное, чтобы вылет был из аэропорта с территории ЕС, а все рейсы – часть одного бронирования.
Пятое: «мокрый лизинг» - не повод для отказа
«Мокрый лизинг» - это когда самолет вместе с экипажем одной авиакомпании сдается в аренду другой авиакомпании и выполняет для нее рейсы. Раньше перевозчики могли отфутболить пассажира с претензиями к владельцу лайнера. Но в июле Европейский суд это запретил. Он постановил, что в случае возникновения проблем ответственность несет та авиакомпания, чей билет купил пассажир.
Другими словам, если бельгийская авиакомпания Brussels Airlines передаст свой самолет с экипажем в Lufthansa, то и компенсацию требовать теперь нужно с Lufthansa.
А как в России
В мае 2018 года в Воздушный кодекс РФ наконец-то внесли поправки в соответствии с Монреальской конвенцией (МК99), которая действует в России еще с 21 августа 2017 года.
Что это значит для вас:
- Конвенция дает право подавать в суд на авиакомпанию не по месту регистрации перевозчика, а по месту жительства пассажира, но только в том случае, если у перевозчика в этой стране есть представительство.
- Конвенция устанавливает МАКСИМАЛЬНУЮ (в не реальную) величину выплат пассажиру за задержку рейса, потерю или порчу багажа, за причиненный вред здоровью или гибель пассажира.
- в случае потери или порчи багажа пассажира, включая ручную кладь, - максимальная компенсация в размере 1131 SDR (в январе 2019 года 1 SDR – 93 рубля);
- в случае задержки рейса - максимум 4694 SDR;
- в случае гибели пассажира - 113 100 SDR.
Это МАКСИМАЛЬНЫЕ выплаты и рассчитывать на них не нужно. Если ваш чемодан с грязными трусами и майками после отпуска пропал, то вы не получите за него 100 тысяч рублей, так как ни один перевозчик не выплатит такую компенсацию. Нужно будет в суде доказать, что ваш чемодан и вещи в нем реально столько стоили.
Но в любом случае, с Монреальской конвенцией хотя бы есть шанс на нормальную компенсацию. Например, если авиакомпания разобьет ваш макбук. Или задержит рейс на сутки. Раньше за такое вы могли получить возмещение из расчета 25 рублей за час задержки и 600 рублей за потерянный килограмм багажа.
Кстати, в Евросоюзе есть регламент ЕС 261/2004. По нему максимальная компенсация за задержку рейса более чем на три часа составит от €250 до €600 (зависит от дальности полета). Это почти в 10 раз меньше тех денег, которые сулит Монреальская конвенция.
Просто, если заставить перевозчиков реально выплачивать те суммы из конвенции, они все разорятся.
Если вам понравилось, подпишитесь на мой канал в Яндекс.Дзен и будете получать мои статьи чаще. Вам интересно, а мне приятно. А еще у меня есть канал в Телеграм @ideas4trips