Найти в Дзене
Арт-критик из Милана

Сказочная Монца

Влада Новикова Нава Статья для журнала "Озеро Комо" (Ozero Komo) Попадая в Монцу вы попадаете в сказку: о королях и королевах, коварных бандитах и несметных сокровищах. Центр Монцы похож на старинную рождественскую открытку, такой же изящный и уютный. Дуомский собор со средневековым мраморным фасадом и восьмидесятиметровой колокольней, хранит в музее-сокровищнице редчайшие христианские реликвии и ювелирные изделия 6 века н.э. Возвращаясь к королевам, здесь особо почитают двух: Теодолинду, в глубокой древности возглавившую и крестившую воинственный народ лангобардов, и Маргариту, ставшую первой королевой объединенной Италии. Истории королевы Теодолинды рассказывают знаменитые фрески художников Заваттари в одноименной каппелле собора. Говорят, что призрак Теодолинды в белых одеяниях и массивных золотых украшениях нередко можно «встретить» под окнами местной мэрии. Монца знаменита одним из самых больших парков в Европе. Центральный вход в парк венчает летняя резиденция, сегодня именуе

Влада Новикова Нава

Статья для журнала "Озеро Комо" (Ozero Komo)

Попадая в Монцу вы попадаете в сказку: о королях и королевах, коварных бандитах и несметных сокровищах.

Центр Монцы похож на старинную рождественскую открытку, такой же изящный и уютный. Дуомский собор со средневековым мраморным фасадом и восьмидесятиметровой колокольней, хранит в музее-сокровищнице редчайшие христианские реликвии и ювелирные изделия 6 века н.э.

Возвращаясь к королевам, здесь особо почитают двух: Теодолинду, в глубокой древности возглавившую и крестившую воинственный народ лангобардов, и Маргариту, ставшую первой королевой объединенной Италии. Истории королевы Теодолинды рассказывают знаменитые фрески художников Заваттари в одноименной каппелле собора. Говорят, что призрак Теодолинды в белых одеяниях и массивных золотых украшениях нередко можно «встретить» под окнами местной мэрии.

Монца знаменита одним из самых больших парков в Европе. Центральный вход в парк венчает летняя резиденция, сегодня именуемая Королевской виллой, созданная по приказу австрийской императрицы Марии Терезии архитектором классицизма Джузеппе Пьермарини (также архитектор Театра Ла Скала). Не желая пересудов миланского общества, императрица для сына эрц-герцога Фердинанда решила создать поистине королевские условия в предместьях Милана, видимо вспоминая собственные детские годы в замке Шëнбрунн под Веной. «Скромный» загородный отдых австрийской знати проходил в 700 помещениях виллы и на почти 700 гектарах прилегающего великолепного парка.

Другой император, Наполеон Бонапарт, в 1796 году умудрился за 180 тысяч лир продать разграбленную Виллу своему близкому приятелю, но вмешательство ломбардийского губернатора Палмиери расстроило сделку. К счастью для жителей Монцы Виллу снова украсили, уже на французский манер, и превратили в место проведения государственных празднетств. В тот же период в Монцу возвратилась из Франции священная Железная корона, которая венчала на царство многих европейских императоров и королей.

В 1814 году вышел путеводитель Медзотти «Прогулка по парку», рассказывающий истории местных привидений, например на Вилле Мирабелло, построенной на руинах старинного замка. На этой вилле долгое время жил кардинал Анжело Мария Дурини, впоследствии построивший еще более престижную виллу Бальбиано на озере Комо.

После объединения Италии, король Виктор Эммануил II Савойский подарил виллу на свадьбу сына Умберто с кузиной Маргаритой (браки между родственниками были нередки). Молодая красавица Маргарита впоследствии стала мудрой правительницей, народ Италии ее обожал и называл в честь королевы пиццу и печенье, фабрики и города. И если коронованый супруг обожал скакать по парку верхом на лошади и даже осветил первыми электрическими фонарями дорожку, ведущую к вилле фаворитки Евгении Болоньини Литта, то преданная Маргарита ездила по парку и по Монце на первых автомобилях. Все автомобильные компании спешили пополнить внушительный гараж королевы и вполне логично, что в 1922 году в парке был открыт третий в мире автодром, на котором с 1950 года проводятся гонки Формулы 1.