Абсолютное кино (Absolute film) – направление в раннем авангардном кино, появившееся в Веймарской Республике в самом начале 20-х. Базовая идея направления заключалась в простой мысли: кино должно быть похожим на музыку. Для этого следует очистить его от сюжета, актёрской игры и других формирующихся конвенций кинематографа, появившихся к началу двадцатых. А какой медиум лучше всего подходит для этой цели? Правильно – анимация, точнее абстрактная анимация. Абсолютный фильм – это линии, круги и геометрические фигуры разной степени сложности, которые движутся и видоизменяются на экране в строгом соответствии с ритмом неслышимой зрителем (кино то немое) музыки.
Само по себе движение просуществовало недолго и оставило после себя не так много ярких артефактов (по факту абсолютные фильмы снимали всего четыре художника, переквалифицировавшихся в аниматоры), однако оно непосредственно вдохновило французских дадаистов на создание «чистого кино», а в «визуальной музыке» Нормана Макларена и Джордана Белсона слышны «Мелодии» Руттмана и «Ритмы» Рихтера.
5 абсолютных фильмов
Опус I (Opus I) 1921, режиссёр – Вальтер Руттманн. Первый «абсолютный» фильм, показанный в кинотеатрах. 11 минут беспредметной анимации.
Опус II (Opus II) 1921, режиссёр – Вальтер Руттман. Сиквел, не уступающий оригиналу. Отличается более комфортным хронометражем в 4 минуты.
Ритм 21 (Rhythmus 21) 1921, режиссёр – Ганс Рихтер. По словам Рихтера, опровергаемым даже поверхностным исследованием, первый «абсолютный» фильм. Та же абстрактная, беспредметная анимация, что и у Руттмана.
Диагональная симфония (Symphonie diagonale) 1924, режиссёр – Викинг Эггелинг. Семь минут ритмически меняющихся геометрических фигур. Киноманифест придуманной Эггелингом эйдодинамики. Если вы о ней никогда не слышали, не страшно: кроме автора мало, кто в курсе, что это такое.
Движущаяся живопись (Motion Painting No. 1) 1947, режиссёр – Оскар Фишингер. Абстрактная анимация под музыку Баха. Единственный фильм, подпадающий под определение «абсолютного», который включён в «Национальный реестр американских фильмов» Библиотеки Конгресса США.
5 практиков и теоретиков абсолютного фильма
Викинг Эггелинг – конструктивист, дадаист, швед. Параллельно с Руттманом создал движение «абсолютного» фильма.
Оскар Фишингер – создатель множества короткометражек, как анимационных, так и документальных. Фильмы начала двадцатых принято относить к абсолютному кино, более поздние принято называть «визуальной музыкой». На жизнь зарабатывал созданием спецэффектов к конвенциональному кино.
Ганс Рихтер – художник-авангардист, на рубеже 1918-1919 сдружившийся с Эггелингом, что привело его к «абсолютным» формам анимации.
Вальтер Руттман – одна из важнейших фигур немецкого кино. Начал, как один из основателей абсолютного кино, затем, потеряв интерес к анимации, перешёл в документалистику, создав одну из лучших городских симфоний – «Берлин. Симфония большого города». В середине-конце тридцатых подпортил себе репутацию, оставшись в Третьем Рейхе и снимая пропагандистские короткометражки.
Норман Макларен – британский зубр абстрактной анимации. К движению отношения не имел, однако именно в его работах идеи абсолютного кино продолжили жизнь, когда движение сошло на нет.