Семейные хроники
Вера Чумакова
Враг рвался к Туле. Баба Дуня волновалась. Если немцы займут город, то первыми под расстрел попадут коммунисты, работники обкомов и горкомов, а также секретари заводских парторганизаций. А баба Дуня была таковой. И пусть предприятие, на котором она возглавляла партячейку, насчитывало всего 15 человек, страх за свою жизнь не проходил.
И решила баба Дуня подстраховаться и спрятать свой партбилет, который немцы могут обнаружить при обыске. О том, что на нее могут донести, она даже и не думала – верила в товарищей по партии.
Долго ли, коротко ли, достала она пустую жестяную коробочку из-под конфет, завернула в ситцевый платок свой самый важный в жизни документ, и закопала коробочку в саду. И успокоилась. Теперь стоило подумать о долге и чести. И баба Дуня отправилась работать в госпиталь, который располагался в одном из тульских храмов.
Работала она сутками, спала там же, рядом с больными. Дома ее никто не ждал – все были на фронте.
Время шло. Советские войска пошли в наступление и отогнали врага от города. Как-то инструктор райкома партии встретил бабу Дуню.
- Евдокия, куда ты пропала?
- Работаю в госпитале, - ответила та.
- Твои знания и умение нужны партии, - сказал он. – Приходи в райком. Мы найдем тебе другую работу.
Баба Дуня возликовала: наконец-то она сможет послужить Родине на партийной работе.
Коммунистка бросилась домой, схватила лопату и кинулась в сад, туда, где под яблонькой зарыла свой партийный билет.
Лопата вонзалась в землю раз, другой, третий, но долгожданного скрежета метала о жестяную коробочку баба Дуня так и не услышала.
Она стала неистово копать землю вокруг заветного места и дальше от него, но ее схрон так и не попадался.
За несколько дней баба Дуня перекопала весь сад вдоль и поперек:
коробочка не находилась. Что делать? Как быть? Отправилась она за советом к
родне. Теперь сад перекапывали все вместе.
Но копай - не копай, результат тот же.
Новый страх напал на бабу Дуню. Ну как товарищи востребуют ее, коммунистку и ее партбилет. Как им объяснить его пропажу. И теперь уже свои могут поставить ее к стенке и расстрелять.
Бросилась она за советом к батюшке. А тот ей: «Ты, Дунюшка молись, глядишь и отыщется».
Баба Дуня продолжала ухаживать за ранеными, а в свободное время стояла под образами, читала молитвы и просила Бога вернуть ей главный партийный документ. Но Бог был нем к ее мольбам.
Баба Дуня поменяла обличие, чтобы никто из старых партийцев ее не узнал. Теперь она ходила вся в черном, как монашка. И когда батюшка предложил ей работу в храме, она, не задумываясь, согласилась.
Так началась у бывшего партийного работника новая жизнь.
Теперь баба Дуня отпевала покойников, провожала их в последний путь, продавала свечки в храме. И о ней все забыли. Не все ее некогда подопечные коммунисты вернулись с войны, а ее маленькое предприятие в войну разбомбили немцы.
Годы бежали. Бабу Дуня вышла на пенсию, но своей службы при храме не бросала.
Как-то решила в саду пересадить смородиновый куст. Копнула лопаткой раз, другой и услышала скрежет. Она отбросила лопатку в сторону, встала на колени и руками разгребла землю и увидела заветную коробочку, а в ней – ее партбилет, потеря которого в корне изменила всю ее жизнь.
Хотела заплакать от обиды, да спохватилась. Сколько народа и после войны Сталин отправил в лагеря. Среди них были и знакомые ей люди. Да что далеко за примером ходить. Взять хотя бы того инструктора, что приглашал ее на работу. Сгинул мужик не за грош. И как она посмела усомниться в том пути, на который ее определил сам Бог? И она стала неистово молиться и отвешивать поклоны, прося у всевышнего прощение за сомнения.
Кому понравилась моя статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Всем всего доброго!