Твою любовь, огромную как море, вместить не могут жизни берега (с) - эпиграф из одной записной книжки 70-х годов
Роман с эпатажной певицей и писательницей Натальей Медведевой стал для не менее причудливого писателя Эдуарда Лимонова самым ярким в его жизни. Ни до, ни после таких революционных женщин в его жизни не случалось.
Адреналиновая зависимость - страшная штука. Людям, которые однажды рискнули вздёрнуть свои эмоции на дыбу, после все вокруг кажется серым и обыденным, как будто пыльным. Примерно так описывают свою зависимость и наркоманы, но не будем о них.
И Наталье Медведевой и Эдуарду Лимонову понесчастливилось (не могу придумать другой альтернативы к "посчастливилось") распробовать вкус адреналина. Ей - совсем в щенячьем возрасте, ему - ближе к тридцати годам.
Примкнувший в юности к "диссиде", Лимонов оказался в Америке эмигрантом поневоле вместе со своей юной женой, поэтессой Еленой Щаповой, которой посвящена его книга "Это я - Эдичка".
Елена, хоть и юная - но была в разы более прожжённой девушкой, чем пылкий провинциальный Эдуард. Достаточно сказать, что к моменту знакомства с Лимоновым она была женой почтенного художника Щапова, который считал ее своей куколкой, купал в шампанском, осыпал подарками и одной из первых в Союзе подарил белый "Мерседес".
За это Елена, почти не скрываясь, сперва устроила прямо на дому у Щапова легкий тройничок, а потом и вовсе ушла с Лимоновым.
Знаете анекдот: "Может ли женщина сделать из мужчины миллионера? Ответ: Запросто, если до этого он был миллиардером".
Примерно такой же талант - утаскивать в недра нищенской жизни состоятельных женщин - был (а похоже, и есть) у Лимонова.
И жаль, что его последующие, совсем юные пассии не поняли этого в нём - иначе бы они не удивлялись его скаредности. А это не скаредность, а просто другой тип личности: выглядит как папик, а чувствует и ведет себя, как романтический герой.
Автобиографическую книгу Лимонова "Это я, Эдичка" сравнивают с романами Буковского. Читаешь местами не без отвращения, но главный постулат книжки - безусловно романтический. Он прошит на подкорке почти у каждого нормального человека. В православии этот тезис называется "и в горе и в радости".
В непечатном тезисе Эдички Лимонова - "будем ...ми, проститутками, авантюристами, но вместе" - романтику так сразу и не распознать.
Сильно влюбленный, Эдичка был вынужден хоть как-то оправдывать для себя постоянные загулы своей жены Елены, которая, став первой русской манекенщицей в Нью-Йорке, постоянно изменяла ему. Елена была знакома с Дали и Шемякиным, была близка с разным богемным сбродом, и общалась с половиной тогдашних выездных российских знаменитостей - от Плисецкой до Евтушенко. Разве имела значение банальная семейная верность в этом круговороте интересной жизни?
Понятно, что такие страсти долго кипеть не могли: книга Лимонова стала эпитафией его романа с Еленой.
А тем временем в Питере...
А тем временем в Питере подросла Наталья Медведева - женщина такой внутренней эмоциональной силищи, что на неё невозможно долго смотреть.
Я честно попыталась прослушать её песни - но это выше моих сил: странный выговор, смесь рок-заходов с шансоном, переходы с раскатистых низов на нежные верха - такое ощущение, что по голым нервам пилят неровной, корявой пилой.
Но я читала её книжку. Первую, автобиографическую книжку "Мама, я жулика люблю!" - где Наталья жестко и нежно рассказывает историю своей первой любви.
Эта история может быть не близка её обстоятельствами - весьма своеобразными - но по накалу эмоций она передает чувства подростка гораздо точнее, чем Франсуаза Саган в своей книге "Здравствуй, грусть". По сравнению с медведевским романом, Саган кажется просто образцом причесанной благообразной буржуазности. Впрочем и разница между ними - 20 лет, разные времена.
Если вкратце - то героиня книжки страстно влюбляется в фарцовщика, который её постоянно подставляет, и готова быть с ним вопреки всему. Тут у 18-летнего автора Медведевой - та же песня, что и у 30-летнего Лимонова: "за это можно всё отдать".
Удивительно что при таком остром стремлении реализовать свои страсти, эти два человека встретились. Или наоборот - это закономерно?
Серьёзная страсть
Известная книжка лондонской редакторши Эрики Джеймс ни краешком не затрагивает момента перехода на ту сторону адреналиновой зависимости - назовём для Дзена это так.
Когда родственные души по этой теме встречаются, то получается, скорей "Ночной портье", чем плоские Оттенки. И, судя по тому, что брак Лимонова и Медведевой продержался до самой ее смерти, эти два странных человека нашли друг друга - хоть и в неоднозначном формате.
Медведева к тому времени тоже эмигрировала, дважды была замужем, и сошлась с Эдичкой в 1983 году.
Наталью никогда не интересовала материальная сторона жизни, поэтому она, в свои 25 лет, уехала за 40-летним писателем Лимоновым нищенствовать на парижских мансардах. Она бредила его книгами, и замученный мажористой Еленой, Лимонов не мог этого не оценить. У них был весьма свободный брак - но именно в этот период Наталья написала почти все свои автобиографичные книги.
А уже в начале 90-х, когда стало всё можно, Лимонов и Медведева вернулись в Россию, искать места под солнцем. Но, как многие репатрианты, толком его не нашли.
Наталья, свободно писавшая на русском, английском и французском, сперва подрядилась писать статьи в газету "Новый взгляд". Но даже для тех времен ее статьи были слишком радикальными.
Она заинтересовала собой Пугачеву, но распугала светскую публику на её "Рождественских встречах" - и после этого нашла себя в совместных выступлениях с "Коррозией металла".
А в 1995 году она сошлась с гитаристом группы Сергеем "Боровом" Высокосовым и уже относительно спокойно жила с ним до конца жизни. Под неё Сергей запустил отдельный проект "Трибунал Натальи Медведевой" - его жанр она сама называла "панк-кабаре".
В тех песнях полно страсти разного свойства - от гражданской до обычной. Друзья говорили, что Наталье все равно, куда именно выплескивать страсть.
Именно из-за перебора с эмоциями их очень тяжело слушать.
Сергея Наталья считала подарком судьбы, но с Эдуардом не разводилась до самой своей смерти в 2003 году. А умерла она в 44 года от остановки сердца. Никем не понятой, но в целом, прожившей счастливую жизнь: далеко не всем адреналин-зависимым людям удается встретить своих единомышленников .
Я нашла совсем короткую нарезку из интервью Медведевой в приснопамятной программе "Акулы пера". Оно даёт исчерпывающее представление о манерах и поведении Натальи (тут всего 2 минуты):
А Эдуард Лимонов с тех пор поменял трех жен - одна моложе другой, и в последний раз развелся в 2008 году.
Его считают плохим политиком - но хорошим писателем. А писателям, говорят, счастье в личной жизни только мешает. В отличие от ярких романов, воспоминание о которых может подливать масла в творчество всю жизнь.