Найти в Дзене
ОколоТеатр

Кто такой Тимофей Кулябин

Оглавление

Большинство людей, которые слышали о Тимофее Кулябине и не живут в Новосибирске, знают только о скандальной ситуации с оперой «Тангейзер». А что еще этот режиссер сделал для театра?

К своим 34 годам Тимофей Кулябин успел многое. Творческий путь мы собрали в одну инфографику:

Принципы работы:

  • «Есть три фактора: чего хотел автор, чего хочу я, что хочет театр». Кулябин подчеркивает, что на каждой площадке и в каждом городе своя публика, и очень важно «видеть будущее спектакля, видеть, с каким зрителем будет иметь дело этот спектакль».

2. Кулябин берет за основу классические сюжеты и интерпретирует их на современный лад. Именно диалог интерпретаций, постановок и восприятия вдохновляет режиссера, поэтому у него (пока) нет спектаклей по современной драматургии.

Как режиссер и художник я имею право говорить только о тех ситуациях и коллизиях, о которых имею непосредственное представление, а не энциклопедическое. Я не архивариус, я только отражаю ту действительность, в которой живу

3. Искусство должно быть осознанным и глубоким.

Я уверен, если художник неправ, поверхностен, не имеет подлинной цели обнаружить сущностное, просто хочет эпатировать, привлечь к себе внимание, он ничего хорошего не добьется. Это будет просто никому не нужно потому, что не талантливо, не изобретательно, не интересно и просто глупо

4. «Искусство ограничено, в первую очередь, внутренней ответственностью художника... Во время акта творения художник сам решает, что он может себе позволить, а что нет».

-2

Ситуация с «Тангейзером» – «мелкая политическая разборка, вышедшая из-под контроля»

Коротко о сюжете. Тангейзер в спектакле Кулябина - кинорежиссер, снимающий фильм о Христе, который якобы провел неизвестным нам период жизни в объятиях языческой Венеры. Общественность фильм не принимает, и режиссер сходит с ума в одиночестве.

О судебном процессе. Он продлился с 24 февраля по 10 марта 2015 года. Тимофея Кулябина обвинили в умышленном публичном осквернении религиозных символов. В поддержку новосибирского режиссера и вообще в защиту свободы творчества прошли митинги по всей стране.

За Кулябина вступились Олег Табаков, Валерий Фокин, Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Марк Захаров, Галина Волчек, Борис Гребенщиков и другие известные представители культуры. Благо, режиссера быстро оправдали, но директора Оперного театра Бориса Мездрича всё-таки уволили, а постановку сняли.

-3

Сюжет «Тангейзера» практически повторился с Вагнером на премьере оперы в Париже, он будто бы предсказал себе такое будущее.

Кулябина очень интересовала эта автобиографичность, и в этой постановке он почувствовал себя обязанным «рассказать о природе творчества, внутреннем мире художника. Рассказать максимально честно. Как бы про себя рассказать: про свои взаимоотношения с близкими, творчеством, самим собой, в конечном счете».

Итогом, как у Тангейзера, так и самого Вагнера, стал скандал, и общественное осуждение. Правда, Кулябину повезло больше всех – продлилось это недолго и в атмосфере поддержки театрального сообщества. Кстати, еще одним прототипом Тангейзера для Тимофея был Ларс фон Триер в связи с ситуацией на Каннском фестивале в 2011 году.

Последствия. Кулябин признается, что это история никак не сказалась на его карьере и на сегодняшний день ушла из его мыслей и жизни, однако скандальная слава, появившаяся у режиссера после этой истории не очень ему приятна:

Я к этому отношусь скептически, потому что я такой славы не хотел, [не хотел] имиджа скандального режиссера. Я не люблю, когда меня так называют, потому что я таковым не являюсь». Он уверен, что у дела была политическая подоплека, и недовольство зрителей тут не при чем.

О других спектаклях Кулябина

«Процесс» по Кафке считают неким следствием дела «Тангейзера», разоблачением безжалостной государственной машины. Режиссер же утверждает, что задумывал спектакль еще до всех этих событий, и главная его тема – природа человеческого страха. И тут действительно есть, чему испугаться: у всех, кроме главного героя, изменены голоса, а лица скрываются за капроновыми чулками. Добавь к этому гнетущий кафкианский сюжет, и становится не по себе. К тому же, не делать аллюзии к современной России очень трудно, поэтому кроме страха подступает чуть ли не отчаяние.

«3 сестры» - 4-часовой спектакль на жестовом языке, покоривший не только жюри «Золотой маски», но и ряд европейских подмостков. Немота персонажей делает его интернациональным и заставляет зрителя в режиме реального времени перечитать известную пьесу Чехова. К тому же, жестовый язык более «физиологичный», он заставляет говорящих не отрываясь смотреть друг другу в глаза (что идет вразрез с привычной манерой играть Чехова, чуть отвернувшись друг от друга), активнее использовать жестикуляцию и мимику, что усиливает накал в отношениях между героями.

Оба спектакля идут в «Красном факеле», с труппой которого Кулябин знаком уже многие годы. Именно доверительные отношения с актерами позволяют режиссеру экспериментировать.

Я счастлив, что у меня есть команда, с которой я могу и на жестовом языке [актеры учили его в течение 1.5 лет] спектакль поставить, и чулок надеть на голову [в котором актеру не видно ничего, кроме силуэтов].

Тимофей Кулябин — не просто режиссер скандального «Тангейзера», это человек, сохранивший свою внутреннюю свободу, несмотря на судебные разбирательства, и сделавший Новосибирский «Красный факел» одним из самых известных театров провинции.

-4

Автор: Анастасия Баркова

Если вам понравился материал, мы будем очень рады, если вы поделитесь им с друзьями. Подписывайтесь на «Околотеатр» в Яндекс.Дзен и социальных сетях, будем на связи:
Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5b199677256d5c66dd841149
ВК: https://vk.com/okoloteatr
Инстаграм: https://www.instagram.com/okoloteatr/
Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCIoq_Wvybus84hojfCWyXkw