Показанная 6 марта 1968 года новая модель Lamborghini удивила мир не размещенным спереди 12-цилиндровым мотором (купе с таким агрегатом больше подходила среднемоторная компоновка), а вместительностью салона. Вместо обычных двух взрослых и двух детских сидений (посадочная формула 2+2) дизайнеры ателье Bertone сумели разместить в автомобиле класса "гран туризмо" четыре полноразмерных кресла.
Любой Lamborghini - не просто автомобиль класса "гран туризмо" с экстравагантным дизайном кузова и мощным двигателем. Это нечто большее. Это вызов, брошенный амбициозным производителем сельхозтехники Ферруччо Ламборгини законодателям мод в спортивном автомире Италии - Ferrari и Maserati.
К моменту выпуска этого автомобиля молодой амбициозной итальянской марке, основавшейся в маленьком городке Сант-Агата по соседству со знаменитой феррариевской Моденой, не исполнилось еще и пяти лет, но она уже успела поразить мир купе Lamborghini 350/400 GT и "абсолютным шедевром" - среднемоторной Miura.
В этих суперавтомобилях были воплощены идеи знаменитых дизайнеров: Франко Скальоне, Марчелло Гандини и Джорджетто Джуджаро, а также конструктора Джампаоло Даллара и двигателиста Джотто Биццарини, покинувшего Ferrari.
Ритм, в котором трудилась небольшая фирма, сегодня, спустя несколько десятилетий, и, уверен, еще долгие годы будет удивлять автомобилистов - одну за другой она представляла новые и новые модели. Пик ее производительности пришелся на конец шестидесятых и начало семидесятых годов прошлого века.
В марте 1968 года на Женевском автосалоне были представлены сразу две новинки c 12-цилиндровыми моторами: Islero и Espada. Последняя, в отличие от показанного годом ранее на этом же автосалоне концепта Bertone Marzal, лишилась открывающихся вверх дверей в духе знаменитого Mercedes-Benz 300 SL ("крыло чайки") и шести прямоугольных фар.
Но одна из главных "фишек" концепта все же сохранилась - новое купе в отличие от Islero, да и всех остальных автомобилей класса GT, имело не посадочную формулу 2+2, а было "по-настоящему" четырехместным.
В его салоне с комфортом могли разместиться четверо взрослых, причем, как утверждала фирма, даже VIP-чиновники (разумеется, тех лет: нынешние, более привередливые по части комфорта, вряд ли стали бы ездить в низком двухдверном автомобиле). Неудивительно, что с чей-то легкой руки купе получило название "самый скоростной офис на колесах".
Подумаешь, скажет читатель, эка невидаль: разместить четверых в 4,7-метровом автомобиле! Но нельзя забывать, что при этом у Lamborghini Espada под капотом был еще немаленький двигатель V12, а сзади - довольно просторный багажник. Много ли сегодня таких авто?
Купе высотой всего 1,18 м удобством доступа в салон не отличалось, но, утонув в глубоком кресле, водитель даже приличного роста не пожалуется, что потолок давит на голову. Обзор с водительского места благодаря низкой поясной линии и большой площади остекления великолепный.
Даже задний обзор - традиционно слабое место купе - здесь вполне приемлемый. Добились дизайнеры этого нетрадиционным способом - установкой вертикальной прозрачной панели в верхней части задка.
Если багажник не загружен доверху, водитель видит, что творится за кормой автомобиля не только через огромное, лежащее почти горизонтально заднее стекло, но и сквозь дополнительное узкое окошко.
Кстати, на первых моделях заднее стекло не поднималось, и загружать багажник приходилось из салона, как на многих довоенных автомобилях. Затем дизайнеры исправили свой промах.
Конечно, Lamborghini Espada - не городской автомобиль. Управлять им на узких улочках европейских городов - сущее наказание: сказываются габариты (особенно ширина), довольно тяжелое рулевое управление (усилитель шел только по заказу) и тугой рычаг "пятиступки". Лишь в 1974 году в связи с экспортом в США у итальянского купе появится американский "автомат" Chrysler Torqueflite - альтернатива механической КПП производства Lamborghini.
Lamborghini Espada - корабль для большого плавания, то есть поездок на дальние расстояния, которые в Западной Европе преодолеваются по скоростным автомагистралям. Там автомобиль чувствует себя превосходно и может идти с крейсерской скоростью 250 км/ч.
Правда, владельцу четырехместного купе придется довольно часто заезжать на заправки: находящийся под алюминиевым капотом 350-сильный 12-цилиндровый "монстр" будет постоянно напоминать о своем "аппетите".
За пройденную сотню километров через шесть горизонтальных двухкамерных карбюраторов Weber может пройти до трех десятков литров бензина - роскошь для наступившего вскоре после дебюта этой модели энергетического кризиса немалая. Да и сегодня, в условиях постоянно дорожающего топлива, тоже.
Может быть, поэтому, несмотря на то, что это купе "гран туризмо" настоящий раритет (с 1968 по 1978 год было собрано всего 1217 экземпляров Lamborghini Espada), стоит оно в Европе сравнительно недорого.
На сегодняшний день это один из самых дешевых автомобилей знаменитой итальянской марки. Но это там. У нас за одну лишь растаможку 12-цилиндрового двигателя надо будет отдать целое состояние, плюс перегон.
Фото автора канала
Друзья! Поддержите канал лайками и подписками!
Все статьи канала "Машина времени"
Lamborghini 350 GT: Вызов, брошенный «Феррари»
Opel Rekord Е1 (1977 - 1982)
Honda S800 Roadster (1966-1970)