Он считает, что все разногласия можно было разрешить полюбовно - украинская же компания ведет себя странно и ее попытки победить "Газпром" обречены на провал.
Страсти вокруг "Северного потока-2" в последние дни разгорелись с новой силой. Накануне американский посол в ФРГ спровоцировал целый скандал, отправив ряду немецких компаний письма, в которых намекнул на то, что они могут оказаться под санкциями США, если будут принимать участие в строительстве российского газопровода. Таким образом, американская сторона якобы позаботилась о "европейской энергетической безопасности"...
В Германии уже неоднократно заявляли о том, что СП-2 нужен Европе и будет построен, а США просто хотят использовать остановку этого проекта в своих интересах. Между тем, многие эксперты считают (а "Газпром" это ранее подтверждал), что "Северный поток-2" все равно будет построен, и тут Киеву надо срочно решать вопрос с украинским транзитом.
"Нафтогаз" пытается решить его, но довольно странным образом - подает новый иск к "Газпрому" за потерю транзита после 2019 года, не собирается отказываться от победы в Стокгольмском арбитраже и не хочет договариваться с Россией напрямую (только с участием представителей ЕС). Обо всем этом глава украинской компании регулярно рассказывает в Фейсбук, пытаясь объяснить позицию "Нафтогаза" в отношении "Газпрома".
Эксперты же утверждают, что Россия не хочет договариваться с нынешней украинской властью, а также с Коболевым и Витренко как с ее представителями, и будет тянуть время до президентских выборов (кстати, в марте у Коболева заканчивается контракт с "Нафтогазом").
Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины, эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский считает, что "Нафтогаз" ведет себя неправильно.
Во-первых, Европа заинтересована в украинском транзите после 2019 года. Такое же мнение, кстати, высказал председатель правления Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс, отметив, что для Германии неплохо бы иметь альтернативный маршрут.
Но его беспокоит состояние украинской ГТС, которая находится в не очень хорошем состоянии и требует больших вложений в модернизацию. Было бы хорошо, если этим занялись Украина, Германия и Россия вместе, но в свете нынешних политических реалий это невозможно.
По словам Землянского, Европа пытается избежать повторения 2009 года и хочет получить гарантии, пусть и формализированные, в виде договора/контракта, который обеспечит стабильный транзит во время отопительного сезона.
Эксперт считает, что Брюссель может прибегнуть к достаточно серьезному прессингу Киева для того, чтобы сделать его позицию более уступчивой и договороспособной.
Но для того, чтобы Европа стала инвестировать в украинскую ГТС и приняла участие в создании консорциума, нужно провести анбандлинг, создать независимого оператора, сертифицировать его в Евросоюзе и тогда уже делать предложение инвесторам. "Нафтогаз" этим сейчас занимается, но до результата еще далеко.
"И это головная боль для европейской стороны, потому что ей придется отвечать на вопрос Газпрома "Кто будет отвечать со стороны Украины за транзит?" - отметил эксперт.
Во-вторых, Землянский считает, что "Нафтогаз" мог бы договориться с "Газпромом" и по решению Стокгольмского суда. Обычно стороны договариваются между собой и, например, всем известные $2,56 млрд можно было бы получить в виде газа, или преференций по цене при прямых поставках со стороны "Газпрома", или фиксированной цены на определенный период.
Но у "Нафтогаза" инфантильная позиция, поэтому Украина пользуется посредничеством Европы. Все это напоминает переговоры по Донбассу - есть Трехстороння контактная группа, которая, по большому счету, не имеет влияния и не принимает глобальных решений, которые способны повлиять на ситуацию и кардинальным образом урегулировать конфликт, отмечает эксперт.
В-третьих, идея "Нафтогаза" подать иск против "Газпрома" на 12 млрд долларов за возможную потерю после 2019 года транзита не выдерживает никакой критики.
"Иск из-за строительства обходных потоков и невыполнения обязательств перед "Нафтогазом" как владельцем контракта, ощущаются как шизофрения, поскольку контракт действует до 10:00 1 января 2020 года, и только к этой дате "СП-2" будет запущен", - отметил эксперт.
Перспектив этого иска, в том числе и по сумме, он не видит - Стокгольмский арбитраж своим решением дал четко понять, что не намерен принимать решения, которые могут нанести десятки миллиардов убытков одной из сторон.
"В данном случае это выглядит как принуждение к сотрудничеству, которое противоречит и нормам международного права, и нормам коммерческого права", - считает Землянский, отмечая, что это заявление "Нафтогаза" скорее переговорная позиция.
Ранее другие эксперты и некоторые украинские политики высказывали мнение, что руководство "Нафтогаза" предвидит скорое окончание своей деятельности, и пытается "хапнуть", как можно больше денег (ведь премии они себе выписывают в миллионах долларов), а о стране совсем не заботится. Судя по всему, эти мнения не далеки от истины...