Железнодорожный транспорт – это сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят:
— железные дороги (территориальные подразделения ОАО «Российские железные дороги»), а также многочисленные предприятия технического, коммерческого и социального назначения;
— административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения;
— научные и учебные институты, академии и университеты, техникумы, лицеи, школы и дошкольные учреждения.
Для осуществления перевозочного процесса железные дороги в своем распоряжении имеют технические средства, такие как:
— подвижной состав;
— железнодорожные сооружения и устройства
К подвижному составу относятся:
— вагоны, выполняющие основное назначение железнодорожного транспорта и занимающие одно из ключевых мест в работе железных дорог. Это нетяговый подвижной состав, состоящий из многочисленных типов и моделей грузовых и пассажирских вагонов различного назначения;
— локомотивы, осуществляющие тягу поездов и маневровую работу. Локомотивы включают в себя такой тяговый подвижной состав, как электровозы, тепловозы, паровозы, газотурбовозы, мотовозы, автомотрисы, электропоезда и дизель-поезда.
К железнодорожным сооружениям и устройствам относятся:
— железнодорожный путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования, отправления поездов и выполнения других операций;
— сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
— устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
— устройства автоматики, телемеханики, связи и вычислительной техники для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
— сооружения для экипировки, ремонта вагонов и локомотивов и другой транспортной техники;
— устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и контактную сеть на электрифицированных линиях;
— устройства водоснабжения;
— устройства материально-технического снабжения и др.