Многие из тех, кто хоть раз наблюдал прямую трансляцию запуска в космос ракет американской компании SpaceX обращал внимание, что перед запуском от корпуса ракеты исходит легкий (а иногда и не очень легкий) белый дымок.
Можно посмотреть видео, чтобы лучше понять о чем идет речь.
Откуда же берется этот дым? Может это какая-то неисправность в ракете? Но почему тогда этот дым есть абсолютно при каждом запуске?
Все дело в конструкции ракеты. А точнее в используемом в ракете топливе и окислителе. Дело в том, что ракетному топливу для того, чтобы гореть необходим окислитель, проще говоря - кислород. Причем этот кислород необходим не где-нибудь, а в камере сгорания. Без подачи окислителя. Если не будет окислителя, то горение топлива прекратится не успев начаться. Горение это ведь реакция окисления. Без кислорода она просто остановится.
В современных ракетах в качестве топлива используется керосин, а в качестве окислителя - кислород. Но проблема в том, что кислород в газообразном виде занимает слишком много места, поэтому его сжижают, чтобы можно было взять его как можно больше.
Увеличение емкости баков с окислителем достигается помимо всего прочего сверх-охлаждением кислорода. Однако возникает проблема - как только ракету заправляют до отказа жидким кислородом он (кислород) начинает нагреваться и, испаряясь, увеличиваться в размерах. Давление внутри баков с кислородом начинает расти. Нужно или моментально стартовать сразу после заправки, или же стравливать излишки газа для нормализации давления в баках. Иначе баки просто взорвутся.
Так как такое редко бывает, что все готово к запуску в течении нескольких минут после заправки, то была разработана система стравливания излишков газообразного кислорода из баков. Собственно именно это мы и видим, когда ракета стоит на космодроме готовая к старту.
Температура кислорода выходящего из специальных пазов для сброса газа составляет порядка -160 градусов Цельсия. Сталкиваясь с влажным флоридским или калифорнийским воздухом кислород вызывает замерзание влаги и во-первых сама ракета покрывается слоем инея, а во вторых снежинки замерзшей влаги придают выходящим потокам холодного кислорода белый цвет.
Читайте также: Что такое абсолютный ноль?
Газовыводящие каналы расположены по всей протяженности баков с кислородом, поэтому кажется, что ракета дымится почти вся.
Собственно говоря такая система контроля давления в баках с окислителем не является уникальной и нередко применялась и в российских, китайских, американских ракетах.
Ставьте палец вверх чтобы видеть в своей ленте больше статей о космосе и науке!
Подписывайтесь на мой канал здесь, а также на мой канал в телеграме. Там вы можете почитать большое количество интересных материалов, а также задать свой вопрос.