Экспертный анализ общественно-политического движения «Новая Россия»
В октябре губернатор Челябинской области Б.А. Дубровский объявил о желании баллотироваться на новый срок. Заявление политик сделал поспешно и с явным намерением повлиять на позицию Москвы. Его кандидатура в Администрации Президента одобрения до сих пор не получила. Преждевременное и неосторожное опубличивание вопросов, традиционно решаемых кулуарно, уменьшили и без того мизерные шансы действующего главы региона переизбраться. В данном докладе мы хотели бы рассмотреть электоральную обстановку в Челябинской области и объективные риски кампании, при выдвижении Дубровского.
1) Администрация губернатора не располагает объективными сведениями о рейтинге Дубровского.
Еще при ныне осужденном «политическом» вице-губернаторе Николае Сандакове в Челябинской области был создан Исследовательский центр маркетинга и социологии (МарС) под формальным руководством Ивана Полукарова. В приватных беседах с коллегами Сандаков не скрывал, что основной задачей МарСа является «легализация» нужной администрации социологии, к примеру, с целью манипуляции электоральными настроениями. По всей видимости, мощностей для проведения реальных исследований у организации не было. В 2017 году государственный аукцион на социологию в Челябинской области вновь выиграл ИП Полукаров. Причем, жители региона не могут вспомнить телефонных или уличных опросов с 2014ого. Последние заметные исследования проводились еще при бывшем губернаторе филиалом РАНХиГС.
2) Персона Бориса Дубровского вызывает у челябинцев отторжение.
Борис Дубровский – один из немногих региональных политиков, не посещающих массовых мероприятий с участием населения. Это связанно, прежде всего, с острой негативной реакцией на него. Так в 2017-ом году Дубровского освистали хоккейные болельщики, а в 2018-ом горожане, собравшиеся на главной площади Челябинска по случаю Дня города..
3) При Дубровском начали фальсифицировать результаты выборов.
В судах Челябинской области всего 6 раз рассматривались уголовные дела по статье 142.1 «Фальсификация избирательных документов». Все эти скандалы происходили с 2015-ого года по 2018-ый – т.е. в годы правления Бориса Дубровского. Вероятно, отсутствие в «команде губернатора» грамотных политтехнологов, могло привести к излишнему использованию «админиресурса».
4) У Дубровского отсутствуют рабочие контакты с отраслевыми элитами.
В настоящее время, Дубровский выстроил отношения только с владельцами (менеджментом) предприятий тяжёлой промышленности (металлургия, обработка металлов, тяжёлое машиностроение и добыча полезных ископаемых). Отсутствуют нормальные связи и рабочее взаимодействие с «Росатомом», структурами Министерства обороны, организацией «Деловая Россия». То есть, та же отраслевая мобилизация по «закрытым» городам может быть провалена. Традиционные методы агитации и пропаганды на интеллектуальную элиту не действуют. Население, состоящие из ученых, инженеров ориентируется на позицию федерального руководства госкорпорации и Министерства обороны.
Никаких существенных, значимых для южноуральских «запреток» проектов, осуществляемых совместно администрацией области, не реализуется. Конструктивного диалога с управляющими группами этих городов, с их федеральным руководством нет. «Деловая Россия», как и ОНФ, по ряду вопросов, открыто конфликтует с главой региона. Отношение малого и среднего бизнеса к нынешнему губернатору скорее негативное. Существует риск, что за Дубровского не проголосуют работники предприятий Росатома и Минобороны, жители закрытых городов (около 165 тыс.человек), а также значительное число мелких и средних предпринимателей(количественно оценить сложно).
5) У Дубровского сложности со внутренней политикой в регионе.
Ряд муниципальных образований в открытую не подчиняются администрации губернатора. Так, целый ряд назначений мэров и глав администраций, сопровождался скандалами и конфликтами. Местные депутаты, чиновники абсолютно не боятся противостоять воле Дубровского. В ходе предвыборной кампании такое неподчинение создаст особые риски.
- город Миасс (четвёртый по величине город области): негативное отношение к Дубровскому, связанное с неоднократными попытками поставить на управление городом чужого для Миасса человека из близкого окружения Дубровского;
- город Троицк (шестой по величине город области): негативное отношение к Дубровскому, связанное с назначением на пост мэра чужого для Троицка человека - Виноградова А.Г, близкого к семье Дубровского и, предположительно, занимающегося лоббированием интересов личного бизнеса Дубровских;
- города Кыштым, Златоуст и Чебаркуль: негативное отношение к Дубровскому, вызванное "мусорной реформой", в результате которой в этих городах либо планируются межмуниципальные полигоны (против которых выступают жители), либо наоборот намечено закрытие действующих свалок. Население понимает, что ликвидация приведёт к существенному удорожанию для платы за вывоз мусора. Доходы пойдут в адрес компании, связываемой с Дубровским;
- город Магнитогорск (второй по величине город области): У Дубровского, как у выходца с ММК, бесспорно выстроены очень тесные отношения с владельцем градообразующего предприятия (Магнитогорского металлургического комбината), с руководством города Магнитогорска, с элитарными группами ,влияющими на город (многими из них при Дубровском получены преференции для ведения бизнеса в Челябинске). Однозначно, местные элиты Магнитогорска, обладающие самыми крупными в Челябинской области капиталами, будут полностью поддерживать Дубровского, жёстко принуждая к этому и население Магнитогорска и окрестностей.
Однако, население Магнитогорска последние годы начинает отрываться от своих руководителей. Причина - ухудшение экологии, рост тарифов на коммунальные услуги в 4-6 раз (связанных как раз с приходом на рынок вывоза мусора «фирмы Дубровского»). Среди населения зреет тихий протест.
- Челябинск (столица области): население в открытую протестует против «магнитогорской команды» - Дубровского и поставленного им мэра, совмещающего должность с постом советника губернатора, Евгения Тефтелева. Под управлением Тефтелева крупнейший город региона переживает кризис практически во всех сферах – от благоустройства, дорожного строительства и ремонта до банального вывоза мусора с контейнерных площадок. Усугубляются экологические проблемы.
Таким образом, существует риск, что за Дубровского не проголосуют жители муниципалитетов с суммарным числом жителей более чем 1 млн. 650 тысяч человек.
6) В сознании населения, Дубровский – «губернатор-коррупционер».
Фирмы, так или иначе, связанные с семьей Дубровского, строят социальные объекты (школы в Сосновском районе и Магнитогорске). При том, нарушаются сроки сдачи объектов, задерживаются расчеты с контрагентами. Компании, ассоциируемые с губернатором, задерживают зарплату работникам (Троицкий район, Бобровский завод). Региональный оператор по обращению с коммунальными отходами, так же аффелированный с сыном главы региона, несколько месяцев не может отстроить нормальную работу. Все эти истории прекрасно известны населению Южного Урала.
ОБЩИЙ ВЫВОД: ситуация в Челябинской области не может оцениваться как стабильная. В городах с общим числом жителей более 1 млн. 800 тысяч человек существует значительный риск, что население не проголосует на выборах за Дубровского. Попытки с помощью политтехнологий поднять его рейтинг могут стать неудачными либо ввиду активного сопротивления местных элит, либо ввиду высокой грамотности населения(закрытые города). Существует высочайший риск повторения «Хабаровского сценария», когда «на протесте» электорат поддержит любого альтернативного «технического» кандидата.