Закон сам по себе классный, из хороших побуждений создан (дифференциация, экологичность, переработка - и вот бы в других секторах управления также, об этом уже писали, см. статьи о производительности). Но его выполняют люди, персонал, начальники (и от власти, и от регионального оператора). Речь об этом...
А что на деле, как только начался текущий год? Кстати, все время в ступоре: ну почему такие вот законы, которые требуют настройки, переходного периода, агитации населения, культуры начинаются сразу с 1 январе, в период каникул и пробуждения ото сна... Ото сна же отходят не только жители, но и сами управленцы, издавшие закон, планирующие его реализацию... И какая каша в голове и мысли, такая вот и реализация.
Итак, все по порядку.
1. По поводу МКД (многоквартирников), больших городов и районов с МКД более-менее все ясно - контейнерные площадки какие-никакие есть, главное - хлеб передали других мусоросборщикам и от этого просто бардак. Попилили бюджет по новому закону - адаптируемся.
2. А вот про области, районы, села, частный сектор как-то и не подумали. Это видно сразу на сайтах, что региональный оператор очень весело описывает как договора заключать, как деньги платить, короче как бабло собрать и бюрократию вести... Но не отвечает на вопросы по существу дела и целей закона, в данном случае для частного сектора, домов (для справки - в основном они сами увозили свой мусор, сами планировали и с никакими мусоровозами не связывались или заказывали частных поставщиков по вывозу мусора):
- свалка и прежние полигоны закрыты, куда вывозим?
- в селе контейнеров априори нет, что делаем?
- местные перевозчики (как бы субподрядчики рег. оператора) посчитали доход и отказались (т.к. везти теперь надо Х.З. куда), видимо такой контракт... взаимовыгодный
- есть часть таких хозяев, которые полностью сжигают свой мусор... За что платить, говорят они?
- что будет с селами, деревнями и поселками, если и перевозчики "пошлют" и администрация не в силах решать вопросы с федеральным центром, и контейнерных сортировочных площадок так и не будет? Стихийные свалки и снова на круги своя? А там бабушки без авто...и интернета (хоть он и проник везде...)
Вот именно так началось в деревне утро! Жители в знак протеста выставили свои незамысловатые мешки с мусором прямо на дороги, а перевозчик когда мог или как бы по графику их собирал. И вотс ап был всем в помощь (у кого есть). Кто-то даже бегал по маршруту с мешком за водителем... Картина веселая. Веселая пока есть зима и есть белизна и более-менее успевают на морозце... А что дальше? Дальше весна, грязь, собаки. И часа будет хватать, чтобы ваш мусор летел куда хотел... И вот ваши дети рядом играют и мусор играет, и СЭС будет рядом пастись, а потом и МЧС в случае сжигания мусора... А еще не надо забывать о с/х работах на огородах, траве и т.д., которую раньше ответственные жители сами отвозили на свалку. И получается вопрос-то надо решать не в плоскости вывоза с моего двора, а в плоскости уборки и переработки действующей рядом свалки. За это тоже стоит платить, если там будет хозяйская рука. Или ставьте контейнеры красивые и культурные и будем складировать сами.
Неееет, такого не происходит (о контейнерах даже не заикались, хотя в договоре с потребителем есть такой пункт), местная власть, область предлагают ждать с мешочком мусоровоз по какому-то графику (действительно, больше же делать работающему человеку нечего), выставлять мусор на дорогу (его подберут), или покупать самим чудо-контейнер и наверное, на цепь его садить и рядом - собаку злую... Водитель перевозчика хоть и покусанный, но увезет мой мусор...
Это практика, это реалии на январь 2019 год. А теперь посчитаем выгоды от закона и что на его эксплуатации можно сделать реально, если работать и управлять, а не мозги пудрить жителям и просто отжимать бабло по закону. Привожу средний пример бюджета, на среднюю область, регион.
1. Бюджет дохода. 2 500 000 жителей *100 руб. ставки за ТБО = 250 млн в месяц.= 3 млрд. в год.
2. Стоимость обслуживания самой перевозки (независимо от количества агентов) пусть будет 240 млн. в год (километражи дорог) + содержание рег. оператора там же.
3. Инвестиции в мусорный завод + полигон примерно 40 млн. Ежегодные затраты = 120 млн. на работу завода.
4. Итого прибыль до более глобальных и гос. налогов по дублирующему кругу (даже не буду вникать, что там еще надо башлять государству) равно в год примерно 2,5 млрд.
Это, если планировать инвестиции в новые стройки заводов, утилизации старых свалок и т.д. за счёт собранных платежей. И не инвестировать в суперзарплаты великих управленцев от мусора. Плюс же еще бизнес за мусор будет платить, они также его производят и выносят, у них свои ставки. Реально бюджет доходов будет больше.
А значит, мы обязаны и можем требовать развития инфраструктуры для сбора, сортировки, переработки мусора, чистоты наших лесов, полей, рек от свалок, а именно:
1. Качественные контейнерные площадки, где есть уже изначально сортировка мусора на группы (это и наша культура, и порядок, и удобство, и чистота). Площадки должны быть везде и в городах, и селах. В селах можно не частые по логистике, но крупные сделать.
2. Частота уборки площадки (перевозки) должны быть такая, чтобы никакие горы не копились, а СЭС постоянно следила за ситуацией.
3. Перерабатывающие заводы должны быть на такой хороший бюджет не один для региона, а в достаточном количестве и логистические выгодными для перевозки. Тогда будет еще и конкуренция за вывоз мусора. А это ставки за ТБО.
4. Перерабатывающие заводы смогут зарабатывать на переработки, а промышленные предприятия снижать % в себестоимости в своей продукции за счёт упаковки из вторсырья.
5. Экологическая ситуация в стратегии должна улучшаться.
Это по уму и по управлению мозгами, а не другим местом, что часто случается на местах и при внедрении законов. А больше - из-за страха чиновников ранга ниже перед федеральным центром и подобными небожителями.
Это тема для инициатив и требований и от власти местной на верх (придумщикам закона), что от населения (что большая и реальная сила).
И это тема для нас, тех кто также должен заботиться об экологии, качестве жизни вокруг себя, но и требовать соответствующую инфраструктуру за свои деньги и по закону.
Для финансистов, экономистов и бюрократов: цифры, повторяю, примерные, их задача - задуматься, понять суть закона и не быть молчунами, когда вас будут заваливать мусором и рассказывать сказки о том, что за такую ставку ТБО складирование мусора - ваши проблемы, уважаемый налогоплательщик!!!
Кому интересно и есть источник формирования бюджета регионального оператора в вашей области, крае, посчитайте более точно...
И делитесь своим опытом: а как у вас идёт реализация закона в год Мусора - 2019. Надеюсь, в год начала экологического мышления в итоге...