Характерная черта советского танка Т-34 и машин созданных на его базе - это люк механика-водителя, расположенный на верхнем лобовом листе корпуса. Сами механики-водители такое расположение люка считали удачным. В случае необходимости можно было быстро занять свое место или покинуть подбитую машину. Во время боя многие механики-водители приоткрывали люк для улучшения обзорности. На истребителях танков, самоходных установках СУ-85 и СУ-100, которые были разработаны на базе танка Т-34, также на верхних лобовых листах имелись подобные люки.
Однако конструкторы к подобному расположение люка имели претензии. Наличие люка на верхнем лобовом листе существенно снижало бронестойкость этой детали. Вот только избавиться от этой нее не представлялось никакой возможности.
Отсутствие люка механика-водителя привело бы к высоким и неоправданным потерям квалифицированных членов экипажа, ведь в экстремальных случаях на эвакуацию из подбитой машины судьба отводит всего несколько секунд.
А вот на танках ИС-1 и ИС-2 механик-водитель вообще не имел собственного люка, и ему приходилось покидать машину через башенный люк. Из-за плотной компоновки этих танков и желании повысить бронестойкость машины во фронтальной проекции, конструкторы отказались от люка механика-водителя и были случаи, когда раненый мехвод просто не успевал или был не в состоянии покинуть машину и погибал.
На многих немецких, американских, да и советских танках КВ, люк мехвода находился на крыше корпуса. Сделать подобное на Т-34 не представлялось возможным. Связано это было с компоновкой машины, которую иногда называют советской, хотя впервые подобная компоновка была применена на французском танке Рено FT еще в Первую Мировую войну.
При подобной компоновке моторно-трансмиссионное отделение находится в корме танка, а чтобы сделать люк на крыше корпуса, необходимо было сдвинуть башню назад, что не представлялось возможным. Моторно-трансмиссионное отделение препятствовало этому.
В немецких танках двигатель находился в корме корпуса, а трансмиссионное отделение в носовой части. Подобная компоновка позволяла разместить башню танка в центре корпуса. Расположение трансмиссии в носовой части являлась дополнительной защитой для танкистов, а люки механика-водителя и стрелка-радиста находились в крыше корпуса.
Похожая компоновка было и на американском танке «Шерман». Недостатком этой компоновки было то, что через весь корпус танка проходил карданный вал, соединяющий силовую установку с трансмиссией. Машины с подробной компоновкой были выше, и это было связано именно с карданом. Также значительно сложнее было производить ремонт трансмиссии. Это было связано со сложностью ее демонтажа.
Избавиться от люка механика-водителя на среднем танке советским конструктором удалось лишь на Т-44. Достигнуто это было довольно оригинальным способом.
Двигатель машины развернули поперёк корпуса, что уменьшило моторно-трансмиссионное отделение танка. Появилась возможность сдвинуть башню назад, а люк механика-водителя перенести на крышу корпуса танка.