Корреспондент «Большого Ставропольского» временно сменил работу с офисного летописца на автомойщика.
На первый взгляд, намылить машину и смыть с неё грязь – много ума не надо. На деле же оказывается, что люди далеко не от лени отдают свои автомобили на мойки к профессионалам.
«Алло! Мойщиков ищете?»
По Ставрополю разбросаны десятки автомоек. Мы выбрали для эксперимента самую дорогую из них, чтобы понять, почему клиенты готовы отдать приличную сумму за то, что могут сделать и сами.
Работу я сыскал на «классическом» сайте объявлений, где обнаружил очень привлекательное предложение в духе «дружный коллектив», «высокие зарплаты» и «перспективы карьерного роста». Оплата такого труда там была оценена в 35-40 тысяч рублей.
Набрал указанный в объявлении телефон. Человек мне отвечает грамотный, с подвешенным языком, готовый уговорить вас купить всё что угодно. Оказывается, что мужчина этот не только отвечает на звонки по работе, но ещё и принимает заказы на мойку и бывает, даже помогает мойщикам.
Он интересуется, имею ли я опыт работы. Ответить «нет» было интереснее, потому что хотелось понять, с кем руководство согласится иметь дело.
Я смог убедить собеседника в своей обучаемости и в том, что хотя бы папин минивэн я мыл хорошо. На заветную стажировку меня в итоге берут.
Рабочий день здесь начинается рано и заканчивается очень поздно. Автомойки обычно работают круглосуточно и делятся на две-три смены. Здесь же – одна огромная – с 9 до 22 часов… Я сразу подумал, что мне придётся нелегко, особенно если погода не сыграет на руку.
Покажи мне, как надо
В этой мойке три бокса. Почти сразу к началу рабочего дня сюда пригоняют маленький белый BMW, у которого уже был разобран салон. С этой машиной нам работать не пришлось, но к ней мы ещё вернёмся. А следом – тёмно-серый Porsche Macan – младший брат знаменитого «Кайена». Немолодая женщина заказывает у нас мойку кузова и салона. Мой «шеф» также смог продать ей дополнительную услугу, которая называется «блеск». По сути – такая же химия для мытья, как и любая другая, но дающая в результате эффект полировки.
Мне не дают сразу притронуться к дорогому кроссоверу. Им занимается старший мойщик, а администратор говорит мне, чтобы я смотрел на него и запоминал алгоритм работы.
Здесь всё по полочкам: есть отдельные тряпки для салона, стёкол, кузова и колёс. Ко всему подобрана специальная химия. Это не шутка – моющие средства строго поделены на категории деталей автомобиля.
Я заучиваю понемногу принцип работы и рискую намыть чей-нибудь автомобиль. Следом за «Маканом» к нам загоняют сразу две машины: не первой свежести «Гелендваген» и куда более новый Lexus LX570.
«Гелик» был в куче агрессивных обвесов и я быстро понимаю, что лучше за него не браться. Да и очень уж он запачкан. Химия сходу разъедает грязь на кузове, но во всякие ненужные воздухозаборники и щели надо будет забираться руками. Эта машина предполагала куда более трудоёмкую работу, и я выбрал «Лексус».
Мыть начинаю в точности, как увидел. Становлюсь сбоку от машины и начинаю обдувать её водой с пеной, сверху вниз. Когда внедорожник уже целиком в пене, нужно подождать пару минут, пока химическая реакция разъест грязь. Далее – растереть губкой, и отдельно – специальным средством вычистить угловатые диски.
После – вода. Огромный мокрый «Лексус» нужно было помыть не только снаружи, но и внутри. Мне на подмогу приходит старший мойщик, который начинает пылесосить салон, а мне поручает довести до ума кузов. Протереть, просушить компрессором и начернить шины…
Примерно так и прошёл первый день на автомойке. Вроде бы всё ничего, и никаких сложностей. Но, думаю, даже на кухнях самых великих и дорогих ресторанов нет такой дотошности в приготовлении блюд, как здесь – в отношении к качеству мойки автомобиля. Это похвально и в то же время начинаешь понимать, что одни и те же результаты достигаются совершенно разными способами.
Контингент
Администратор регулярно показывал фотографии довольно редких и дорогих автомобилей, которые приезжали на мойку. Среди них было множество дорогих спорткаров, стоимость которых достигает и даже переваливает за десяток миллионов рублей. Некоторые – даже за два.
Наш период – довольно тёплая зима. Тающий снег, дожди вкупе с песком, грязью и реагентами покрывают автомобили клиентов с колёс до крыши.
Паркетники в это время заперты в гараже до наступления тёплой поры. Главным образом сюда приезжают владельцы дорогих и очень больших внедорожников. Видимо, только в такой автомобиль помещается эго обладателя.
Купить его себе и даже членам семьи позволяют либо бизнесмены, либо бандиты. С обеими категориями (впрочем, мы понимаем, что различить их удаётся далеко не всегда) наш «главный» ходил на цыпочках и боялся сказать лишнего слова, которое могло бы оттолкнуть клиента.
Мне он рассказал, что частенько приходилось находить патроны, гильзы и оружие в салоне автомобиля, и что сами машины тоже приезжали с пулевыми «ранениями».
Трогать эти улики было строго запрещено. Ни одной такой мне не попалось, зато всяких других находок по салону было достаточно. Внутри я находил салфетки, бутылки из-под алкоголя, всякие упаковки, монеты, окурки и презервативы. Всё, что объективно можно считать мусором – выбрасывается.
Самые же замусоренные автомобили, разумеется, принадлежали представителям прекрасной половины человечества. Наличие детского кресла (а то и двух) непременно означает, что в салоне жуткий бардак.
Так оно неоднократно и получалось. В бокс заехал белый Mercedes-Benz GL. Создавалось впечатление, что типичная владелица здоровенного «Мерседеса» просто ненавидит свою машину: она вся была грязная, а в салоне буквально повсюду валялись чипсы, фантики, драже, бутылки и ещё много всякой дряни, которые роняли дети. Кропотливым путём примерно за два часа я довёл этот «Мерседес» до состояния нового автомобиля.
BMW, о котором говорилось ранее – вообще уникальный экземпляр. Нам не нужно было мыть ему кузов, но остальные работники мойки ещё с тех пор, когда меня здесь не было, пытались отмыть салон от растительного масла, которое пролилось на обивку и въелось глубоко в сиденья. По словам «шефа», пролили около 15 литров, и никто не согласился отмывать уничтоженный салон. Кто, по-вашему, владеет «Бумером»? Правильно, девушка. Она попала под категорию «необычный заказ».
Благо, все клиенты денег за услуги автомойки не жалели. Никто не был в шоке от цены, которая редко бывала меньше 3 тысяч рублей. Считать чужие деньги – плохая привычка, и администратор старался предложить как можно больше всевозможных услуг. Правда, не всегда успешно.
Кстати, требования к работникам мойки предъявлялись даже в ходе стажировки. Опуская запросы к вежливости и стрессоустойчивости, поднялся вопрос о татуировках.
Администратор пояснил, что могут быть конфликты, если на теле есть характерные тюремные татуировки или что-то в духе «За ВДВ».
Опять же, всё из-за контингента, который потребует «пояснить».
Романтика пенных «Крузаков»
Это, конечно, не театр, но и здесь есть своё закулисье, скрытое от глаз клиентов. Промежутки между мытьём машин сопровождались разговорами ни о чём. Кто где раньше работал, кто сколько получал – все, включая администратора садились в круг и перемывали друг другу кости. Успех мерился достатком, хотя было понятно, что не от хорошей жизни каждый из ребят угодил в автомойку.
Работа с людьми всегда преисполнена всякими казусами. Так, например, на мойку заехала одна грубоватая автоледи, весом, наверное, всего 45 килограммов. Она пригнала сюда Hummer H2, на фоне которого и вовсе казалась просто крошечной. Когда девушка сказала, что убьёт нас хотя бы за одну царапину, я понял, что где-то могу даже схалтурить, потому что огромная машина едва пролезла в ворота нашего бокса и уже была поцарапана на бамперах.
Что касается самого «Хаммера», на его мойку ушло не меньше трёх с половиной часов, хотя работали над ним два человека.
Отличались не только машины, но и сами работники автомойки. Старший мойщик был немногословен, но любил спеть, хотя почти всегда одну и ту же песню. Другой парень тоже был новеньким, и частенько хвастался, как в северных районах страны зарабатывал сумасшедшие деньги.
Администратор же в основном был занят болтовнёй по телефону, но если и случалось поговорить, то в основном он беседовал со мной. Возможно, потому, что я лучше разбирался в машинах, хотя и мыл их вначале хуже остальных.
Случаются здесь и казусы. Дело известное, что чем сложнее устройство, тем больше в нём может быть неисправностей. С одной такой нам пригнали «Мерседес». В нём была неисправна электронная система запуска двигателя. Обыкновенная мойка – ничего не предвещает беды. Я намываю «Мерсу» решётку радиатора, как вдруг он заводится! Меня оглушает рёв восьмицилиндрового мотора и обдает жаром. Никто не понял, что произошло, пока хозяин под конец не объяснил, в чём тут подвох и почему седан завёлся сам по себе…
Не очень-то и хотелось
Итог недельной стажировки – полный провал в попытке устроиться на самую дорогую мойку Ставрополя.
Я оказался не слишком умелым и быстрым в этом деле, хотя почти не халтурил и старался обращаться с автомобилями в соответствии со всеми строгими требованиями.
Когда администратор сказал, что даже опытного автомойщика здесь придётся переучивать, я потерял логическую цепочку. То есть, он готов заново научить даже обезьяну мылить машину, если у неё есть опыт в этом деле, но не парня, который немного мандражировал.
Оказалось, не такое уж это и простое дело – драить автомобили. Здесь и сила нужна, чтобы потянуть такой объём работы, и мозги, чтобы запоминать или придумывать всевозможные алгоритмы мойки. Не то чтобы мне чего не хватало, но, наверное, истинный автомойщик должен быть и физически превосходен, и подкован умственно. Эх, такие кадры пропадают…
Текст - Ясь Лапин