Феникс - мифическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Весьма популярный в тяжелом роке символ. Например, «Phoenix» - шестой студийный альбом американской группы Grand Funk Railroad, выпущен в сентябре 1972 года. Или «Феникс» - одиннадцатый студийный альбом российской «Арии», изданный в 2011 году. Но и у челябинского хард-н-хэви есть свой миф про Феникса, увлекательная история угасания и возрождения, которая началась в 1996 году и продолжается по сей день. Она связана с челябинской командой The Polygon и ее лидером Петром Серебровским.
- Я в музыку был погружен с раннего детства, у меня папа ею очень увлекался, - рассказывает Серебровский. - Дома все было в катушках - классика, вроде Nazareth и Deep Purple, много виниловых дисков, помню, например, пластинку «Ариэля» 76-го года, первопресс! Для меня папа из Москвы привез диск «Черного кофе» «Переступи порог», в челябинских магазинах этот альбом приобрести было невозможно. Ну а в 90-х, я сам уже стал покупать диски, постоянно ходил на точку - в переход у магазина «Ритм», отслеживал все «металлические» новинки: Hellraiser, «Мастер», Crownear, «Железный поток», «Коррозия металла». Вообще, из отечественного heavy одним из первых я послушал группу Shah, альбом «Terror Collection», купил их винил в «Молодежной моде», там был отдел грампластинок. Это для меня был настоящий культурный шок, после Shah я понял: пора завязывать уже с тремя аккордами а-ля «белый снег - серый лед», надо что-то уже такое делать. ТАКОЕ!
Первые шаги от прослушивания музыки к самостоятельному музицированию и сочинению своих песен у Петра Серебровского были в общем-то стандартны. «В каморку, что за актовым залом…» в школе № 138 Петю пустил учитель музыки Виктор Васильевич Шилов, сообщив, что счастлив видеть человека, который интересуется не шмотками, а искусством. А Петр был счастлив видеть хранящиеся в каморке запыленные барабаны и советские гитары. Правда, некоторые из гитар не имели грифов, но из нескольких инструментов удалось собрать что-то, на чем можно было взять аккорд. И 25 января 1996 года состоялась первая репетиция.
- Я тогда уже закончил школу и поступил в Челябинское художественное училище, - рассказывает Серебровский. – И с моим другом по изостудии Игорем Макушкиным мы организовали группу Shadow, репетировали у меня дома при великодушном одобрении родителей и ужасе соседей. В каких-то песнях я играл на барабанах, а Игорь на гитаре, в каких-то наоборот. Бас взял в руки мой одногруппник из художественного училища Илья Шершнев. А потом к нам пришел соло-гитарист Станислав Огарков. Когда Игорь только поступил на иняз пединститута, на занятие по физкультуре он надел майку с принтом обложки альбома группы Hellraiser - «No Brain, No Pain», с рисунком, где голову пробивает V-образная гитара и кровища во все стороны. А раньше же что такое была футболка с символикой тяжелой музыки? Это же культурный код, по которому свои узнавали своих. Вот к Игорю сразу и подошел Стас: «Железо слушаешь?» - «Играю!» - «А можно с вами?».
И как когда-то в Metallica пришел и многое изменил Cliff Burton, так в группу Серебровского влился Огарков. Образованный гитарист Стас учил юных коллег всему – от нотной грамоты до умения правильно настроить гитары и подобрать гармонию. Осенью 1996 года Polygon (такое название получил свежеиспеченный коллектив, переводится как «многогранник») дебютировал с концертом в актовом зале ЧХУ. Первое отделение состояло из нескольких совместных песен с рэп-группой Холера S.Б., а второе с авторскими вещами Polygon. Весной 1997 года коллектив поехал завоевывать мир – отправился в Магнитогорск на фестиваль «АРТ-Платформа». К тому моменту у ансамбля были готовы сразу две программы. Первая звучала максимально тяжело и экстремально, Петр пытался петь гроулингом и местами у него получалось. Вторая – акустический, модный на тот момент unplugged (в которой главным сочинителем был Игорь Макушкин), была более мягкой, глэмовой. Успеха в Магнитке Polygon не добился, но, тем не менее, парни стали увереннее в себе и вскоре последовала целая серия выступлений в челябинском рок-клубе «Минотавр» и в ДК «Смена», совместные сейшены с местными thrash-командами – Demoralisator, «Галыгинская гать», «Центр тяжести», Contusio Cerebri, Mad Vaginal из Учалов.
- Thrash-metal тогда в Челябинске был очень популярен, и талантливых групп было немало, - вспоминает Серебровский. – Ну а мы, будучи вчерашними школьниками, вообще испытывали особенный кайф – еще вчера я на концерте «Центра тяжести» «козой» махал, а сегодня с ними играю на одной сцене и они называют меня коллегой.
Все рухнуло после того, как лидер Polygon в 1997-м отправился служить в армию. Два года группа практически не выступала и почти не репетировала, существуя просто формально. Казалось бы, тут и трэш-сказочке конец. Но не зря рассказ про Polygon был начат с темы Феникса. История только начиналась…
В 2001 году дембель Серебровский возвращается в Челябинск и реанимирует группу в прежнем составе. В 2002 году в студии оперного театра четверка «многогранников» под руководством звукооператора Юрия Кераса записывает несколько демо-треков. И после четырех лет фактического небытия «полигоновская» баллада «Lonely Heart» получает ротацию на радио «Интерволна». Команду тут же приглашают на один из первых радиоконцертов в эфир «Студии 1» (легендарная программа «Ток -сейшн» Сергея Белова и Олега Баскакова) и вскоре и на телевидение - в программу ЧГТРК «Муха». Опять возвращается известность в масштабах Челябинска. Группа готовит рок-н-ролльную программу специально для выступления в новом модном тогда клубе H2O. Растет количество поклонников. В 2003 году Polygon пишет EP в профессиональной студии U-Sound - пять «тяжелых» песен, но теперь уже на русском языке. Игорю такой русскоязычный формат не нравится, он покидает коллектив, и за микрофон становится басист. Состав группы постоянно не только меняется (барабанщики, басисты), но и расширяется: появляется клавишник – известный челябинский музыкант Дмитрий Дудченко. И в 2004 году коллектив отсылает песню «Арабика» для участия в очередной «АРТ-Платформе». Группа под русскоязычной версией названия «Полигон» отправляется на фестиваль, где, с триумфом выступив, занимает первое место.
Но за взлетом следует очередной спад: басист уезжает в Питер, клавишник – в Москву, на Урале остаются только гитаристы Стас и Петр, которые берут музыкальную паузу до 2008 года.
- В 2008 году мы со Стасом решили возродить коллектив, но уже под названием The Polygon, и играть только ту музыку, которую действительно хотим, - рассказывает Серебровский. - Тяжелую, без всевозможных кренов в акустику и реверансов модным течениям. Примерно в это время я побывал в Москве в клубе «Точка» на концерте шведской группы Soilwork, где познакомился с их лидером Бьерном «Speed» Стридом – признанным во всем мире metal-вокалистом. Мы решились на авантюру – написали Бьерну письмо и предложили дистанционно спеть в нашей группе. Отправили ему исходный материал, и Стрид согласился, лестно охарактеризовав нашу музыку как killer-sound.
Швед прислал свои вокальные дорожки, их свели в Челябинске, и наконец-то Серебровский услышал ту музыку, о которой мечтал 20 лет. Настоящий профессиональный вокал, без акцента (чем страдали все челябинские металлисты, певшие по-английски), экстремальный, чистый и сильный. Феникс вновь взмахнул крылами и в результате с 1996 года существующий «Полигон» стал суперсовременным The Polygon и показал всему миру, как можно играть heavy-metal, используя новые технологии. В результате сотрудничества со шведской звездой в мае 2013 года был рожден сингл «Provocation», а в декабре свет увидел мини-альбом «Stained Anger». В 2017-м ребята сняли клип на инструментальную композицию «Futuristic Landscape»
- Изначально мы хотели съездить в Швецию в гости к Бьерну и снять видео там, - делится былыми планами Петр Серебровский. - Но случился кризис, курс подскочил, все стало в два раза дороже и идею съемок в Швеции пока отложили. Поэтому клип мы сделали без вокалиста, на инструменталку «Futuristic Landscape». Поначалу думали снимать в Карабаше для большего колорита, но остановились все-таки на Челябинске. Мы хотели, чтобы клип получился эффектным, зрелищным, как кино, что-то в духе 80-х, раннего Терминатора. Думаю, у нас это получилось. Там инопланетные дроны атакуют Челябинск, налетают на цирк и оперный театр, по пришельцам палят ополченцы, ну и мы такие в белых рубашках и черных галстуках рубимся.
Клип собрал более пяти тысяч просмотров на YouTube и около десяти тысяч на челябинских порталах. Много это или мало? Да вы смеетесь: для челябинской группы, играющей modern-metal, это просто СУПЕР. И самое главное в том, что команда Серебровского на этом не намерена останавливаться.
На самом деле в финале текста о группе Петра сотоварищи должна стоить информация о виниловом диске группы, который должен вот-вот выйти. Но об этом событии я напишу отдельно. Виниловые пластинки из челябинских музыкальных коллективов имеют лишь «Ариэль» и «Томас» плюс андеграундные электронщики, а вот металлисты пока таким успехом похвастать не могут.
Лети, Феникс, жги, The Polygon!