Шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари аш-Шафии, затрагивая этот вопрос, говорит: "А простой мусульманин может спрашивать его, (т.е. муфтия), о его подходе в фатве, которую он дал. Спрашивать, желая руководства для себя, подчиняясь в принятии слов с разъяснением подхода, на котором они основаны, а не из упрямства и не придираясь. Затем, муфтию следует, (т.е. рекомендуется, а не вменяется в обязанность), разъяснить спрашивающему свой подход, дабы свершилось наставление, если только он не опасается за него. А если опасается за него, что он не сможет понять объяснение, то пусть не объясняет, оберегая себя от бесполезной траты сил и оправдываясь перед ним неясностью этого для него (т.е. спрашивающего)".
См. "Гая аль-вусуль шарх любб аль-усуль" 159.
Пишет шейх Са'д аш-Шасри: "Упомянули некоторые ученые, что не следует простому мусульманину спрашивать ученого о доводе на его фатву в том же самом собрании для выдачи фатв, чтобы не было это отсутствием доверия его словам, в то время как Законодатель велел ему спрашивать его и совершать поступки в соответствии с его словами. И потому что простой мусульманин может не понять довод или то, каким образом он указывает на этот ответ.
И было сказано (другими), что разрешено без порицания (нежелательности) простому мусульманину спрашивать ученого о доводе на его фатву, если он является желающим принимать слова и наставления, а не придирающимся и упрямящимся, и (тогда) ученый отвечает ему, если довод является однозначным, так, что умы одинаково понимают его".
См. "аль-Кауа'ид аль-мута'аллика биль-муслим гэйр аль-муджтахид", с. 21.
См. больше: О доводах и правилах их предоставления
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai