И снова возвращаемся к теме алхимии в кинематографе. На этот раз вспомним три фильма о знаменитых чернокнижниках и алхимиках, образы которых прочно вошли в историю кино.
«Калиостро – любовь и жизнь великого авантюриста» (1929, Германия, Франция, Швеция). Режиссер – австриец Рихард Освальд (1880–1963). Весьма впечатляющий фильм, несмотря на отсутствие цвета и звука, надо сказать, куда более выразительный, чем многие современные, изобилующие спецэффектами, картины-однодневки. Оригинальная версия длилась два с половиной часа, но полностью фильм не сохранился. Сейчас доступна лишь краткая версия (55 минут), восстановленная французскими кинематографистами, поэтому титры – на французском языке. Главный герой, как видно из названия, – знаменитый маг, алхимик и авантюрист, к образу которого впоследствии многократно обращались кинематографисты и литераторы. В фильме его роль исполнил известный немецкий актер Ганс Штюве (1901–1976), снявшийся в пятидесяти фильмах.
Образ Калиостро совершенно не карикатурный, небезынтересны сцены его магических сеансов и публичной трансмутации свинца в золото, что, конечно, не останется без внимания тех, кто интересуется алхимией. Нет смысла подробно излагать сюжет – при желании фильм несложно найти в интернете.
«Пан Твардовский» (1936, Польша). Твардовский – примечательная личность в польской истории. Этот шляхтич жил в XVI веке в Кракове и прослыл великим магом и алхимиком. Он был прозван польским Фаустом за то, что, по легендам, продал душу дьяволу, а финал его жизни был также печален. К образу пана Твардовского неоднократно обращались писатели и художники, а фильм о нем снял Хенрик Шаро (1900–1942), закончивший гимназию в Саратове и получивший высшее образование в Петрограде. В Польше поселился в 1924 году. Погиб от пули нацистов в варшавском гетто. Главную роль в фильме исполнил польский актер театра и кино Франтишек Бродневич (1892–1944). Жизнь его также завершилась трагично – он умер от сердечного приступа на пороге собственного дома во время бомбежки.
По сюжету фильма, секреты алхимии открывает Твардовскому некий таинственный монах, владеющий проклятым знанием. А потом Твардовскому открываются многие тайны, фильм, конечно, не только (и не столько) об алхимии. При желании его можно найти в русском переводе.
«Доктор Фауст» (1967, Великобритания). Нет нужды пересказывать историю колдуна и алхимика, продавшего душу дьяволу. Однако всякий раз – в книгах разных авторов и фильмах режиссеров из разных стран – эта история пересказывается по-разному. Фильм Ричарда Бёртона (1925–1984) и Невилла Когхилла (1899–1980) не имеет ничего общего со знаменитым произведением Гете, это экранизация творения английского поэта Кристофера Марло (1564–1593). В роли Фауста – Ричард Бертон.
Небольшую роль Елены Троянской сыграла в этом фильме Элизабет Тэйлор (1932–2011). Более полувека назад критика и пресса встретила премьеру, мягко говоря, отрицательно. Фильм, конечно, неоднозначный, да и образ Фауста, наверно, не самый выразительный в истории кинематографа, но то, что картина по-своему интересна и достойна внимания, не вызывает сомнений.
Фильм можно найти и на русском, и на английском, но тем, кто владеет английским языком и любит поэзию Марло, лучше, конечно, смотреть его в оригинале.
Пишите в комментариях, что вы думаете об алхимии в кино. Если тема будет интересна читателям, продолжение последует.
Для тех, кто интересуется историей и философией алхимии.
Готовится к изданию книга Ю. Ф. Родиченкова "XX веков алхимии".
Вы можете поддержать проект.
Подробнее здесь: https://vk.com/hermetisme
Только оригинальные материалы. © Автор публикаций исследователь истории и философии алхимии Ю. Ф. Родиченков.
Чем больше Вы читаете об алхимии, тем больше у Вас появляется вопросов? Может быть, найти ответы на некоторые из них Вы сможете в наших публикациях. Читайте другие статьи, посвященные тайнам алхимии.