Недавно я опубликовала статистику "Какие книги люди отказываются читать". Статья вызвала немалый интерес, а потому я решила продолжить тему и рассказать вам о своих литературных табу.
Некоторое время назад я пришла к простому, но очень важному выводу: ограничивая себя в чтении книг, обладающих каким-либо набором признаков, которые нам не по душе, мы себе же делаем хуже. Литературные табу - зло, которое стоит искоренять. Открытость ко всему новому - стратегия, которой следует придерживаться. Ведь, ставя рамки, мы можем упустить ту самую идеальную книгу. Все потому, что сзади на обложке написали, что это детектив (а мы не любим детективы), а на самом деле внутри великолепный глубокомысленный роман, лишь имеющий элементы расследования. Или издание всё в розовых тонах, с сердечками (мы сопли не читаем), а там виртуозно написанное произведение о психических расстройствах (а вот это мы как раз любим!). Можно описать еще сотни таких ситуаций, важно лишь одно: книгам нужно давать шанс. В конце концов, если произведение не пойдет, всегда можно его бросить. Ко всему прочему, погружаясь в разноплановую литературу, мы расширяем свой кругозор, что несомненно всегда хорошо.
Тем не менее, литературные предубеждения тяжело изжить. Я со своими активно борюсь, но пока не все победила.
Предлагаю вам познакомиться с литературными табу, которые в данный момент моей читательской жизни, ограничивают мой литературный кругозор. Сегодня поговорим о художественной литературе.
Медицинская тематика
Я была болезненным ребенком и лет до двенадцати постоянно моталась по врачам. Так что самые яркие детские впечатления от медицины: поездка в мороз через весь город, огромные коридоры с обшарпанными стенами и врачи, которые со всей силы надавливают на разные части моего хрупкого тела с вопросом "здесь больно?". Потом ситуацию усугубили не самые приятные учителя по биологии. Одна пожилая дама на мой смех на задней парте реагировала замечаниями вроде: "Тебя нужно в психбольницу отправить". Во взрослом возрасте я смогла перебороть отвращение к врачам и их профессии, но осадок остался. Безусловно, хороший медик по-своему герой, и я бесконечно уважаю то, что они делают, но вот подробно читать об этом не хочу. Описания операций буквально накрывают меня негативными воспоминаниями. Издеваться над собой я не люблю, потому и книги, где медицины много, стараюсь избегать.
Например:
- Я не смогла дочитать роман "Рассечение Стоуна" Абрахама Вергезе, в котором очень много описаний операций, имеется подробный рассказ о родах, да и все повествование книги напичкано медицинскими терминами, отсылочками ко всевозможным болезням и тому подобному.
Книги, где хотя бы один из главный героев - животное
Я безмерно люблю животных, и при этом очень плохо переношу описания любых неприятностей, которые с ними случаются. И тут простая закономерность: если роман посвящен животному, то с огромной долей вероятности рано или позно с этим героем произойдет что-то нехорошое. Это в свою очень разорвет мне сердце.
Например:
Как бы позорно это ни звучало, но я не читала "Белого Бима Черное ухо" Гавриила Троепольского. Помню, что в детстве смотрела фильм, который меня очень расстроил своим финалом, и воскрешать эту боль я совсем не хочу..
Но!
В конце прошлого года с огромным удовольствием прочла "Дни Савелия" Григория Служителя, в котором повествование ведется от лица кота. До сих пор недоумеваю, как мне пришло в голову взяться за эту книгу, но я ни на секунду не пожалела, что ее прочла, ведь она прекрасна.
Абсурд
Данное направление в литературе резко контрастирует с моим естеством. Отсутствие причинно-следственных связей в книгах вызывает у меня дрожь и просто плохо воспринимается. Так у меня были пролемы с чтением Франца Кафки. "Процесс" отторгал меня всеми возможными и невозможными способами. Лучше пошел "Замок", но и это не было легко. Хуже сутуация с "Поправкой-22" Джозефа Хеллера, которую я и на четверть осилить не смогла. Однако в этом случае меня подкосила еще и сатира, с которой я на "Вы". Естественно, классиков я буду продолжать читать, но вот современников, которые пишут абсурдные вещи, я частенько обхожу стороной.
Но!
Я очень люблю Альбера Камю. Отлично схожусь с его абсурдным видением мира.
Фэнтези
Волшебные миры перестали меня интересовать уже в подростковом возрасте. Дух авантюризма покинул примерно тогда же. И все время кажется, что не престало взрослой тетеньке про всяких эльфов читать. Но в этом я ошибаюсь, ведь фэнтези далеко не всегда о розовых пони и блестящих единорогах. Стереотип, увы, штука живучаю.
Но!
В мои читательские планы входит знакомство с несколькими фэнтезийными произведениями. Например, с "Ведьмаком" Анджея Сапковского и трилогией "Горменгаст" Марвина Пика.
Научная фантастика
Меня никогда не занимали новые технологии. Роботы, всевозможные инновации - не мои темы. Психология, человеческие взимоотношения, социальные проблемы, политика - вот это ко мне. К тому же я из тех людей, которые живут сегодняшним днем, и отчасти прошлым, но уж точно не будущим. Я не хочу и никогда не хотела знать, что там маячит впереди.
Но!
Для общего развития собираюсь прочитать ряд классических произведений, написанных в жанре научной фантасти. Например: ромы Герберта Уэллса, Клиффорда Саймака, Роберта Хайнлайна.
Формульная литература (детективы, любовные романы)
Формульная литература на то и формульная, что создается по одному шаблону (формуле). Все любовные романы похожи друг на друга. С детективами немного сложнее, но тем не менее и здесь имеется определенный канон. Мне же элементарно неинтересно читать одинаковые романы. Я могу за вечер-другой проглотить условную Джоджо Моейс, но потом мне целый год не захочется и близко приближаться к подобным книгам. Они приедаются, оттого хороши лишь в умеренных количествах.
Но!
С большим удовольствием читаю романы, написанные на стыке жанров. Например, психологические произведения с детективной линией, или любовные истории, происходящие на фоне кого-то знакового исторического события.
Современные книги, основной сюжет которых крутится вокруг Второй Мировой войны
Тема Второй Мировой очень популярна в литературе, до такой степени, что ее до сих пор мусолят все, кому не лень. Я же искренне убеждена, что всё весомое и значимое о тех страшных временах уже написано. Мало кто из очевидцев войны до сих пор жив. Современные же писатели по сути перессказывают то, о чем уже сотню раз поведали до них. Почему не взяться за другой отрезок истории и за другие войны? Не лучше ли написать о Вьетнаме, Афганистане, развале Югославии?
Но!
Необходимо рассказывать о рассекреченной в недавнее время информации. Мы же до сих пор знаем далеко не всё. Хотя, это уже скорее дело историков.
Ничего не имею против романов, рассматривающих Вторую Мировую под необычным углом. Например: в "Благоволительницах" (2006 год) Джонатан Литтелл выбрал рассказчиком офицера СС.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books, так вы не пропустите обновления!