За серостью нынешних новогодних праздников, погребённых злобой повседневности, похоже, пришествие Старого Нового года останется и вовсе незамеченным. А ведь, если подумать, нам в наследство от былого осталась прекраснейшая традиция, показывающая, что новое вовсе не обязательно должно уничтожать старое, а наоборот приумножать его, давая новое качество.
Уже забылся зубовный скрежет недовольных вообще любыми преобразованиями, включая принятие современного календаря и отмену ятей, и их наивная фронда пытаться делать вид, что всё по-старому, ритуально соблюдая внешние признаки былого распорядка. Всё это давно пыль и прах. Зато теперь у нас два Новых года, два торжества.
Учитывая Рождество, образуется каникулярный цикл новогодних празднеств, весьма соответствующий ритму жизни жителей высоких широт, существовавшему многими веками: весна-лето — самая напряжённая пора земледельца, а осень-зима — это период завершения трудов и отдохновения. Индустриальное непрерывное производство своей меньшей привязанностью к погодно-климатическим условиям ломает традиционный ритм, обеспечивая тем самым более высокую степень независимости от внешней среды человека как вида, однако на индивидуальном уровне биологию просто так не подвинешь — северная зима довольно утомительное для человеческого организма состояние и физиологически, и психологически, требующее периоидически какой-то разгрузки и встряски. И новогодние каникулы с их понижением производственного напряжения (по крайней мере психологического) приблизительно в середине зимы, то есть близко к пику наиболее неблагоприятных условий — это весьма удачное изобретение.
Удачно это и с точки зрения динамики празднования: если новый Новый год часто предполагает некую публичность, всеохватность, повышенную активность, резкий подъём, то старый Новый год — это плавное завершение, предполагающее тихие семейные и дружеские посиделки и междусобойчики без каких-то особо шумных акций.
Причём, интересно отметить, что если первый, обычный гражданский Новый год — это всё же необходимо формально зафиксированная и официально помеченная дата, вокруг которой нарастают уже собственно народные привычки и обычаи, то празднование Старого Нового года — это чисто низовая инициатива, не имеющая никакого формального статуса и тем по-своему ценная в эпоху разложения всех обычных институтов неформальных связей в обществе.
Статья была опубликована на Редаре 13 января 2015 г. и размещается в рамках моего мемориального мини-проекта.
А по случаю предлагаю вспомнить старую добрую комедию, одноимённую этому неофициальному празднику. Ныне она смотрится, наверное, даже острее, чем тогда. Хотя и наивнее — по нынешним временам, когда «успешные» граждане никак не могут нажраться никакими айфонами-яхтами-пароходами, атрибуты мещанского достатка Себейкиных и Полуорловых смотрятся кабы не нищетой. Хотя… Хотя как посмотреть. Конечно, тогда остромодная и дефицитная, а ныне вызывающая улыбку «шаха» врядли у кого-то ныне вызовет зависть, но если сделать поправку на время — сколько вам, дорогие бывшие сограждане бывшей страны, надо корячится, чтобы нажить новую квартиру с полной обстановкой в столице и новенький «фиат»? Вот-вот. С праздничком! Не подавитесь оливье, не захлебнитесь шампанским.