Найти тему
Наши детки

Особенности воспитания детей в неполных семьях

Оглавление

Каждый ребенок, находясь в семье, воспитывается по-разному, имеет свою, глубоко индивидуальную, платформу развития. Ее формирует семья, то есть оба родителя, отец и мать. От того, каков интеллектуальный и образовательный уровень развития супругов, их успешность, благосостояние, характеры, род занятий, и то время, которое они могут уделять своим близким внутри семьи, зависит успешность формирования полноценной и сбалансированной личности ребенка. И влияние внутрисемейных отношений имеет накопительный эффект, оказывая все большее влияние по мере его взросления.

Неполная семья – что это такое?

Неполная семья – это семья, где ребенка воспитывает только один родитель. Причин для такого дисбаланса может быть множество. Оставшийся супруг овдовел, или развелся со второй половиной, возможно ребенок изначально родился вне брака. Существуют семьи функционально неполные, когда ребенок проживает с обоими родителя, и формально поводов назвать такую семью неполной, нет. Но в силу своей профессиональной деятельности или особенностей характера, один из родителей слишком мало внимания уделяет своей семье, и ребенку в частности. Отсюда следует вывод, что важно не только наличие обоих родителей в браке, но и их эмоциональная вовлеченность во внутрисемейную жизнь, установление прочных родственных связей друг с другом. Полная семья может стать прочной основой для благополучного формирования личности ребенка, его успешности в будущей жизни, но не является гарантом всего этого.

Как взаимодействуют ребенок и родитель, в отсутствии второго?

Модель проживания и поведения участников такой семьи отличается от общепринятой. Родитель-одиночка, часто испытывает трудности материального характера, вынужденный самостоятельно обеспечивать потребности ребенка. Нередко, для этого ему приходится работать сверхурочно, на двух и более работах. В дополнение к этому оставшийся супруг вынужден выполнять роли обоих родителей, и матери, и отца.

Успешность реализации этого влияет на личностное развитие ребенка. В нашей стране, исторически сложилось, что зачастую ребенка воспитывает только мать, и такая семья, по сути, является материнской. В чем заключается специфика такой модели? Присутствует дефицит общения с отцом (мужчиной), что является негативной предпосылкой психического развития ребенка, а именно:

1) Риск нарушения интеллектуального развития ребенка (превалирование вербальных способностей в ущерб аналитическим и логическим). Для ребенка важно с раннего детства иметь опыт взаимодействия и с женским, и с мужским типами мышления. Дефицит того или другого отрицательно влияет на его развитие.

2) Нарушение эффективности половой идентификации ребенка (девочки или мальчика). В возрасте от трех до восьми лет дети формируют свою половую ориентированность, идентифицирую себя или мальчиками и девочками. Игры отца с детьми в их раннем детстве, их различие, помогают усвоить важнейшие принципы полового поведения. Например, мать, в одиночку воспитывающая сына, рискует окружить его гиперопекой, из лучших побуждений парализовать волю ребенка к самостоятельности, принятию собственных решений. В ребенке формируется инфантилизм.

3) Сложности в установлении навыков общения с противоположным полом в среде сверстников. Модели поведения ребенка с отцом и матерью закладываются также – в раннем детстве. Позднее, выходя в социум, и учась строить собственные отношения с детьми противоположного пола, ребенок лишенный этого опыта, совершает множество ошибок. Следствием этого может стать стойкий негатив к противоположному полу, девиантность поведения.

4) Прочное формирование гипертрофированной привязанности ребенка к матери, переходящей в патологию. Любая крайность губительна, и замыкая все свои интересы на потребностях и желаниях матери, ребенок впадает в полную зависимость от ее настроений, мнений и оценок. Переходя в подростковый возраст, ребенок часто начинает тяготиться этим эмоциональным бременем, появляется антогонизм, уход в дворовую среду, самостоятельное принятие судьбоносных решений, без опоры на опыт матери.

И мать, и отец играют в воспитании ребенка разноплановые роли, но необходимы они оба, чтобы не нарушился баланс, и ребенок получил достаточно жизненного опыта от обоих родителей. Это будет мощной предпосылкой построения им гармоничных отношений в своей собственной семье и ощущению счастья от полноценности жизни.