Недавно уже писал про финансовую задачу в ЕГЭ по математике как лакмусовую бумажку для системы образования. Сегодня будет продолжение.
Большая проблема многих школьных и университетских курсов - оторванность от жизни и реальности. Чуждые примеры, не близкие ученикам. В результате получаем на работе "забудьте всё - будете учиться заново". Поэтому подготовка к финансовой задаче сегодня была по реальной ситуации меня-учителя. "Сбер" прислал очередную смс, что могу по паспорту получить кредит. Ну вот смска сразу и пошла в задание ребятам. Итак, условие "Артур Сергеевич, для Вас - кредит от Сбербанка на персональных условиях и только по паспорту: 3 054 000 р. под 12.9% годовых на 60 мес.". Школьникам нужно было определить ежемесячный платёж и сравнить его с цифрой Сбера.
Задача собственно почти типовая для ЕГЭ. Есть фиксированный платёж, есть ставка, есть сумма кредита - эти три переменные связанны одним уравнением через дисконтирование и сумму геометрической прогрессии. Обычно два даны, а третье надо найти. Дети сначала встали в ступор, ведь ставка годовая, а платежи месячные. Обсудили, как перейти к месячной ставке (хотя способов её получения много и это не тривиальный ответ). Далее применили уже знакомый алгоритм и рассчитали. Результат совпал с цифрой в смс.
Один ушлый ученик вместо аналитики сразу залез в онлайн ипотечный калькулятор и получил ответ и кучу дополнительных метрик. Навык находить информацию и готовые ответы важен. Потом всё же он стал решать также аналитически.
Также потом обсудили, сколько я переплатил, сколько заработал на мне ростовщик в месяц. Обсудили, что это больше, чем средняя зп во многих регионах. То есть тут же из математики выходит социология, политология, религиоведение, истории и др. Также можно выйти на обсуждение исламского банкинга и доступной ставки для малого бизнеса.
Личные примеры из жизни учителя, близких, родных, самих учеников дают гораздо большую вовлечённость, интерес и инициативу. А далее, если есть время, то выходим на навыки работы в Эксель, ведь эта схема легко раскладывается в таблицах и формулах. А отсюда можно выйти на обсуждение старухи-процентщицы в "Преступлении и наказании". В целом развёртывается междисциплинарный клубок. Обсудили прибыли Сбера, кому он принадлежит, на чём и как зарабатывает.
В завершении урока - отжимания, приседания, планка. А потом 15 бёрпи. Часть учеников сначала хотела профилонить, но когда стали делать остальные, то сработало соцсоревнование и подключились все. Часть хотела соскочить - мол, много. На что я ответил, что буду делать с вами, а я вас почти в 2 раза старее, так что и вы сможете.
Так что проблема не в ЕГЭ. Вернее, не столько в ЕГЭ. Сколько в отношении родителей и педагогов к учебному процессу, учителям, условиям, отношениям. И таких примеров ещё много.
Кстати, присылайте ваши версии ответов!