Найти в Дзене

Кто такой Курмангазы?

Курмангазы Сагырбаев (каз. Құрманғазы Сағырбайұлы) (1818—1889) — казахский народный музыкант, домбрист,композитор и автор кюев (пьес для домбры) . Оказал большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры. С раннего детства занимался игрой на домбре. Был очевидцем народного восстания казахов под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира. Один из первых кюев «Кишкентай» («Малый» ) — посвящена народному восстанию. За открытую критику богатых подвергался преследованиям. Сидел в тюрьме Оренбурга. Там сочинил наигрыши на домбре. Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры — филологами, историками, которые собирали материал о казахской музыке и народных инструментах. Современник Курмангазы Сагырбаева уральский журналист и поэт Н. Савичев писал: «Курмангазы — редкая музыкальная душа и, если бы он получил европейское образование, то был бы звездой первой величины в музыкальном миру… » Кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил русскому

Курмангазы Сагырбаев (каз. Құрманғазы Сағырбайұлы) (1818—1889) — казахский народный музыкант, домбрист,композитор и автор кюев (пьес для домбры) . Оказал большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры.

С раннего детства занимался игрой на домбре.

Был очевидцем народного восстания казахов под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира. Один из первых кюев «Кишкентай» («Малый» ) — посвящена народному восстанию. За открытую критику богатых подвергался преследованиям. Сидел в тюрьме Оренбурга. Там сочинил наигрыши на домбре.

Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры — филологами, историками, которые собирали материал о казахской музыке и народных инструментах. Современник Курмангазы Сагырбаева уральский журналист и поэт Н. Савичев писал: «Курмангазы — редкая музыкальная душа и, если бы он получил европейское образование, то был бы звездой первой величины в музыкальном миру… » Кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил русскому другу, который помог ему в трудные минуты жизни. Его дружеские чувства отражены также в кюях "Перовский марш", «Машина» и других.

Самым великим кюем Курмангазы является «Сары-Арка» наполненный светлой тональностью, рисующий бескрайние просторы казахской степи. Особые приемы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его последователи и ученики. Среди них были Дина Нурпеисова, Махамбет Утемисов, Ергали Ещанов и другие.

К настоящему времени сохранилось 60 кюев.