Штурмовик Ил-2
«Самолет-солдат», «летающий танк» — так с гордостью называли советские воины штурмовик Ил-2. Сергей Владимирович Ильюшин разрабатывал его с середины 30-х годов. В 1940 году одноместный самолет был запущен в серийное производство, но к началу войны этих штурмовиков в нашей авиации было мало. Из-за усиленного бронирования корпуса скорость Ил-2 не превышала 415 км в час, и немецкие истребители легко его догоняли. А стрелка, который бы сидел сзади и отбивал их атаки, не было.
Эту ошибку быстро исправили: в 1942 году появился двухместный Ил-2М с двумя пушками и тремя пулеметами. Штурмовик мог нести также 600 кг бомб и восемь реактивных снарядов. Такого самолета не было ни у одной армии мира.
В 1943 году на фронт поступили еще более мощные машины — Ил-ЮМ. Они летали со скоростью 550 км в час и были вооружены пятью пушками. Для того времени это было супероружие.
Фашисты боялись наших «илов» как огня и называли их «Schwarz Tod» — «черная смерть». Одним залпом Ил-2 мог уничтожить несколько вражеских танков: малогабаритные противотанковые бомбы (они весили всего 1,5 кг и в бомбоотсеках «ила» их помещалось 192) пробивали броню толщиной в 70 мм.
Сброшенные за один заход с высоты 75-100 м, эти «малышки» уничтожали все объекты на площади 15x70 м — половина футбольного поля! Когда в небе появлялась «черная смерть», экипажи фашистских танков выскакивали из машин и разбегались.
Всего за годы войны было выпущено 36 163 самолета Ил-2 всех модификаций.
У немцев был хороший пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87». По другому его еще называли «Штука» (Stuka — сокращение немецких слов «штурмовой фронтовой бомбардировщик»), Но наши конструкторы во главе с Владимиром Михайловичем Петляковым создали самолет получше «юнкерса» — пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Это был новый шаг в советской авиации. На Пе-2 стояло около 50 электродвигателей, которые убирали и выпускали шасси, приводили в действие тормозные щитки и закрылки — все то, что раньше приходилось делать пилоту с помощью тросовых приводов. Конструкция Пе-2 выдерживала одиннадцатикратные перегрузки, поэтому он мог, как истребитель, выполнять фигуры высшего пилотажа.
За один раз самолет брал шесть 100-кг бомб, но при необходимости поднимал и в два раза больше. Летал он на высоте до 7800 м со скоростью около 500 км в час. Кроме бомб, был вооружен четырьмя пулеметами ШКАС калибра 7,62 мм и одним пулеметом БТ калибра 12,7 мм.
Было у «Петляковых» и необычное оборонительное оружие — авиационные гранатометы с 10 гранатами. Выброшенная из самолета граната сначала тормозилась небольшим парашютом, а затем, через 3-5 секунд, разрывалась на пути преследующего истребителя.
Шестого апреля 1945 года войска 3-го Белорусского фронта начали штурм Кенигсберга — мощной крепости гитлеровцев на берегу Балтийского моря. Враг яростно сопротивлялся, бросаясь в контратаки. Но наши бойцы упорно продвигались вперед, сжимая вокруг фашистского гарнизона кольцо окружения. Самые прочные оборонительные укрепления немцев разрушила бомбардировочная авиация. Особо отличился 6-й авиакорпус, на вооружении которого были самолеты Ту-2 конструкции Андрея Николаевича Туполева. Каждая машина несла три бомбы весом в 1000 кг — ни одна крепость не могла выдержать такого удара. Кенигсберг был взят 10 апреля. Гитлеровцы потеряли здесь 10-тысячную армию.
Хорошо поработали Ту-2 и во время штурма Берлина. Летчики любили этот самолет за высокие боевые качества (потолок — 9500 м, скорость — 547 км в час, дальность полета — 2100 км, отменная защита от истребителей — пять пушек) и надежность (двухмоторный Ту-2 мог лететь даже на одном работающем двигателе).
В морской авиации Ту-2 использовался еще и как торпедоносец, а специально оборудованные самолеты этого типа ставили с воздуха минные заграждения.
Когда Гитлер напал на Советский Союз, командующий немецкой авиацией Геринг заявил, что ни одна русская бомба никогда не упадет на германскую землю.
Зря рейхсмаршал хвастался! В ночь на 8 августа 1941 года столица «тысячелетнего рейха» проснулась от рева сирен воздушной тревоги. Удар по военным объектам Берлина нанесла группа из 15 самолетов ДБ-ЗТ под командованием полковника Евгения Николаевича Преображенского.
Двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3 был создан в конструкторском бюро Сергея Владимировича Ильюшина в конце 30-х годов. Он развивал скорость до 400 км в час, мог пролететь 3100 км, под фюзеляжем нес одну бомбу или торпеду массой до 1000 кг и две бомбы по 500 кг. При необходимости ДБ-3 мог лететь и на одном двигателе, а для защиты от вражеских истребителей у него было три пулемета.
Этот самолет был предназначен совсем не для войны. Конструктор Поликарпов создал его в 1928 году. На легкой двухместной машине могли тренироваться курсанты летных училищ до 1944 года самолет так и назывался: У-2 — «Учебный двухместный»), По-2 мог быть санитарным, сельскохозяйственным, почтовым, спортивным самолетом. А в годы войны он стал ночным бомбардировщиком.
Скорость у По-2 небольшая — всего 150 км в час, и неожиданно именно это оказалось его достоинством. Вертолетов тогда не было, и По-2 делал то, что способны делать они. Незаметно, на малой высоте, иногда даже с выключенным мотором, он «подкрадывался» к вражеским позициям и с точностью, недоступной даже самым лучшим бомбардировщикам, сбрасывал бомбы — до 300 кг.
Немцы называли По-2 «русс-фанер» (его делали из дерева) и очень боялись. Сбить «небесного тихохода» было трудно: из-за разницы скоростей истребители проскакивали мимо. А зенитчики привыкли стрелять по самолетам, которые летают высоко, и в неожиданно появляющийся По-2 просто не успевали прицелиться.
Наши солдаты придумали для этого самолета ласковое прозвище «кукурузник» — он летал над самой землей, не выше кукурузы.
В годы войны По-2 использовали для выполнения различных боевых задач. Он служил не только легким ночным бомбардировщиком, но и разведчиком, самолетом связи, санитаром, помогал снабжать партизанские отряды. В летных училищах подготовку на По-2 прошли почти 100 тысяч курсантов. Всего самолетов По-2 различных вариантов было выпущено 40тысяч.