Найти тему

Легенды советской штурмовой авиации во время войны.

Оглавление

Штурмовик Ил-2

«Самолет-солдат», «летающий танк» — так с гордостью на­зывали советские воины штурмовик Ил-2. Сергей Владими­рович Ильюшин разрабатывал его с середины 30-х годов. В 1940 году одноместный самолет был запущен в серийное про­изводство, но к началу войны этих штурмовиков в нашей авиа­ции было мало. Из-за усилен­ного бронирования корпуса скорость Ил-2 не превышала 415 км в час, и немецкие ис­требители легко его догоняли. А стрелка, который бы сидел сзади и отбивал их атаки, не было.

Эту ошибку быстро испра­вили: в 1942 году появился двухместный Ил-2М с двумя пушками и тремя пулеметами. Штурмовик мог нести также 600 кг бомб и восемь реактив­ных снарядов. Такого самоле­та не было ни у одной армии мира.

В 1943 году на фронт посту­пили еще более мощные ма­шины — Ил-ЮМ. Они летали со скоростью 550 км в час и были вооружены пятью пушками. Для того времени это было супероружие.

Фашисты боялись наших «илов» как огня и называли их «Schwarz Tod» — «черная смерть». Одним залпом Ил-2 мог уничтожить несколько вражеских танков: малогабаритные противотанковые бомбы (они веси­ли всего 1,5 кг и в бомбоотсеках «ила» их помещалось 192) пробивали броню толщиной в 70 мм.

Сброшенные за один заход с высоты 75-100 м, эти «ма­лышки» уничтожали все объекты на площади 15x70 м — половина фут­больного поля! Когда в небе появ­лялась «черная смерть», экипажи фашистских танков выскакивали из машин и разбегались.

Всего за годы войны было выпу­щено 36 163 самолета Ил-2 всех модификаций.

-2

У немцев был хороший пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87». По другому его еще называли «Штука» (Stuka — со­кращение немецких слов «штурмовой фронтовой бомбарди­ровщик»), Но наши конструкторы во главе с Владимиром Михайловичем Петляковым создали самолет получше «юнкерса» — пикирующий бомбардировщик Пе-2.

Это был новый шаг в советской авиации. На Пе-2 стояло около 50 электродвигателей, которые убирали и выпускали шасси, приводили в действие тормозные щитки и закрылки — все то, что раньше приходилось делать пилоту с помо­щью тросовых приво­дов. Конструкция Пе-2 выдерживала один­надцатикратные пере­грузки, поэтому он мог, как истребитель, вы­полнять фигуры выс­шего пилотажа.

За один раз само­лет брал шесть 100-кг бомб, но при необхо­димости поднимал и в два раза больше. Ле­тал он на высоте до 7800 м со скоростью около 500 км в час. Кроме бомб, был во­оружен четырьмя пулеметами ШКАС калибра 7,62 мм и од­ним пулеметом БТ калибра 12,7 мм.

Было у «Петляковых» и необычное оборонительное ору­жие — авиационные гранатометы с 10 гранатами. Выброшен­ная из самолета граната сначала тормозилась небольшим па­рашютом, а затем, через 3-5 секунд, разрывалась на пути пре­следующего истребителя.

-3

Шестого апреля 1945 года войска 3-го Белорусского фронта начали штурм Кенигсберга — мощной крепости гитлеровцев на берегу Балтийского моря. Враг яростно сопротивлялся, бросаясь в контратаки. Но наши бойцы упорно продвигались вперед, сжимая вокруг фашистского гарнизона кольцо окру­жения. Самые прочные оборонительные укрепления немцев раз­рушила бомбардировочная авиация. Особо отличился 6-й авиакорпус, на вооружении которого были самолеты Ту-2 кон­струкции Андрея Николаевича Туполева. Каждая машина не­сла три бомбы весом в 1000 кг — ни одна крепость не могла выдержать такого удара. Кенигсберг был взят 10 апреля. Гит­леровцы потеряли здесь 10-тысячную армию.

Хорошо поработали Ту-2 и во время штурма Берлина. Лет­чики любили этот самолет за высокие боевые качества (пото­лок — 9500 м, скорость — 547 км в час, дальность полета — 2100 км, отменная защита от истребителей — пять пушек) и надежность (двухмоторный Ту-2 мог лететь даже на одном ра­ботающем двигателе).

В морской авиации Ту-2 использовался еще и как торпедо­носец, а специально оборудованные самолеты этого типа ста­вили с воздуха минные заграждения.

-4

Когда Гитлер напал на Советский Союз, командующий немец­кой авиацией Геринг заявил, что ни одна русская бомба ни­когда не упадет на германскую землю.

Зря рейхсмаршал хвастался! В ночь на 8 августа 1941 года столица «тысячелетнего рейха» проснулась от рева сирен воз­душной тревоги. Удар по военным объектам Берлина нанесла группа из 15 самолетов ДБ-ЗТ под командованием полковни­ка Евгения Николаевича Преображенского.

Двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3 был создан в конструкторском бюро Сергея Владимировича Ильюшина в конце 30-х годов. Он развивал скорость до 400 км в час, мог пролететь 3100 км, под фюзеляжем нес одну бомбу или тор­педу массой до 1000 кг и две бомбы по 500 кг. При необходи­мости ДБ-3 мог лететь и на одном двигателе, а для защиты от вражеских истребителей у него было три пулемета.

-5

Этот самолет был предназначен совсем не для войны. Конструктор Поликарпов создал его в 1928 году. На легкой двухме­стной машине могли тренироваться курсанты летных училищ до 1944 года самолет так и назывался: У-2 — «Учебный двух­местный»), По-2 мог быть санитарным, сельскохозяйствен­ным, почтовым, спортивным самолетом. А в годы войны он стал ночным бомбардировщиком.

Скорость у По-2 небольшая — всего 150 км в час, и неожи­данно именно это оказалось его достоинством. Вертолетов тогда не было, и По-2 делал то, что способны делать они. Не­заметно, на малой высоте, иногда даже с выключенным мото­ром, он «подкрадывался» к вражеским позициям и с точнос­тью, недоступной даже самым лучшим бомбардировщикам, сбрасывал бомбы — до 300 кг.

Немцы называли По-2 «русс-фанер» (его делали из дере­ва) и очень боялись. Сбить «небесного тихохода» было труд­но: из-за разницы скоростей истребители проскакивали мимо. А зенитчики привыкли стрелять по самолетам, которые лета­ют высоко, и в неожиданно появляющийся По-2 просто не ус­певали прицелиться.

-6

Наши солдаты придумали для этого самолета ласковое прозвище «кукурузник» — он летал над самой землей, не выше кукурузы.

В годы войны По-2 использовали для выполнения различ­ных боевых задач. Он служил не только легким ночным бомбар­дировщиком, но и разведчиком, самолетом связи, санитаром, помогал снабжать партизанские отряды. В летных училищах подготовку на По-2 прошли почти 100 тысяч курсантов. Всего самолетов По-2 различных вариантов было выпущено 40тысяч.

Нажмите на палец!

Подписывайтесь на канал "ИСТОРИЯ ВРЕМЕН И НАРОДОВ".

У нас много интересного и полезного!