Найти тему
Le Гамак

"Дом, который построил Джек"

Первое, что опубликовал фон Триер в связи с новым долгожданным фильмом – это свое же фото со съемок (он там еще с косой стоит), которое отсылало к кинофильму Дрейера “Вампир”. Примерно на тот момент и пришлось мое первое знакомство с режиссером, потому, под впечатлением, я стал ожидать его новую картину. Шло время, и вот уже директор Каннского кинофестиваля прощает скандального постановщика после выходки в 2011-ом году, и позволяет представить ему новую работу на своем фестивале. Премьера в Каннах аукается режиссеру на протяжении всего кинотеатрального проката “Дом, который построил Джек” – около сотни людей покинуло зал во время просмотра. Все моментально это связали с большим количеством насилия на экране.

Теперь же, начав разговор о новом фильме Ларса фон Триера, все непременно заводят шарманку о его чрезмерной жестокости: а настоящему ли утенку отрезали лапки (нет, не настоящему); а вы видели, что там убивают женщин и детей? Все это чушь и просто отличный маркетинговый ход для привлечения людей в кинотеатры (и не говорите мне, что это не сработало). Любой заядлый киноман назовет вам картины намного жесткие и более страшные в изобретательном изображении насилия. В творчестве самого режиссера были более жуткие вещи, но не на уровне демонстрации физиологических истязаний, а на более глубоком, психологическом, уровне, что, как вы знаете, намного страшнее. По-моему, людям, которые покинули зал, просто стало тошно смотреть на исписавшегося автора – его ничего не волнует.

Триер все такой же умелый постановщик, и во многих моментах это вызывает восторг, но проблема в том, что по-настоящему его заботит только он сам. Тяжело, конечно, винить за это автора, тем более что и раньше он зацикливался на своей личности, но сейчас это является главным ядром фильма. А наблюдать за напыщенностью датского режиссера – дело не из легких. Поверх этой основы он добавляет отсылки к живописи и литературе, которые только подогревают его эго. Ну и нужно не забыть удобрить это всё десятиминутными и никому не нужными аналогиями-метафорами, как в “Нимфоманке”. Благо в этот раз их поменьше, а некоторые из них даже уместны. И маленький парадокс в том, что в тоже время это сочетается со специфическим юмором режиссера. Это все четко по Триеру, так сказать. Снять в таком ключе кино о самом себе – это логичное завершение его творческого пути. Он проходится не только по своей фигуре, отправив себя в ад (в прямом смысле), но и показывает фак прямо в лицо Каннскому кинофестивалю, вставляя речь о восхищении некой персоной, которая в середине прошлого века главенствовала над Третьим рейхом. Не забывает он и о любимом зрителе, а также об обществе, которому досталось больше всего. Но делает он это всё хихикая, хотя ведь на самом деле уже никому, кроме него самого, не смешно. Потому на попойку нам остается хорошо стилизованная история о серийном маньяке, которому не суждено быть прощенным. Правда тогда такой фильм будет мало кому нужным.