В Сети собирают подписи, чтобы привлечь к уголовному наказанию автора фейков о взрыве в Магнитогорске. Авторы петиции считают, что украинский пранкер Вольнов намеренно сеял панику, потому что чувствует себя безнаказанным. В Интернете уже придумывают ему и подобным наказания, порой крайне радикальные.
Фейкоделы - это какая-то новая проблема современности?
Вообще-то нет. О том, что с вбросами и фейками (от английского «fake» - фальшивые, ложные), которыми обрастают те или иные события, и на основе которых какая-то часть аудитории делает выводы, что-то надо делать говорят уже давно. Примерно с XIX века. Вот так выглядит карикатура 1894 года.
Уже тогда люди понимали, что, распространяя лживую информацию, можно добиться почти каких угодно целей: хоть соседний магазин разорить, хоть выборы выиграть. Всё усугубилось где-то в середине 2000-х, с появлением интернета в каждом телефоне, с распространением мессенджеров, ну и не без потери веры в официальные источники, это стоит признать. То есть рядовой потребитель информации стал больше верить виртуальным «бабулям у подъезда», чем официальным СМИ, аргументируя позицию так: «люди то не будут врать! Им то зачем?».
А разве это проблема? Потом же все равно разбираются люди.
Потом – да. И то не все. Какая-то часть людей все-равно остаются с мнением, что все врут, а власть скрывает. Особенно активно начинают действовать провокаторы на фоне крупных происшествий. Ещё распространение фейков и провокация паники мешают проведению оперативной работы и спасательных операций. Распространение недостоверных сведений может привести к катастрофическим последствиям. Распространение фейков во время резонансных ЧП может привести к эскалации настроений людей и необдуманным и импульсивным действиям. К тому же, из-за распространения фейков жители теряют доверие к традиционным СМИ, поскольку считают, что от них скрывают настоящие факты.
Вот несколько вопиющих примеров фейков:
- украинский пранкер Вольнов, в день пожара в Кемерове, стал автором информации о 300 погибших, а потом еще и направил незнакомых людей на уборку стихийного мемориала, представившись, по телефону, сотрудником администрации президента;
- 3 апреля 2017 года, теракт в метро в Санкт-Петербурге. Фейк: в первые часы после теракта в метро в ряде СМИ и соцмедиа распространилось фото предполагаемого террориста. Позже выяснилось, что информация была недостоверной, но жизнь человеку уже сломали: его уволили с работы и начали травить.
Проблема в том, что в периоды различных ЧП, уровень критики у общества сильно падает, то есть от фейков страдают реальные люди. Их личности используют в качестве обвиняемых или разыскиваемых, после чего они получают угрозы, а иногда дело доходит до физического насилия.
Это только в России так?
Конечно нет. Вот реальный пример: в Индии минувшим летом прокатилась волна самосудов. Там толпа растерзала около 30 человек, которых из-за фейковых сообщений в WhatsApp заподозрили в похищении детей.
С фейковыми новостями борются во всем мире как корпорации, так и государства. Крупнейшие платформы Google и Facebook запустили свои сервисы по проверке достоверности сообщений. Wikipedia запустила проект WikiTribune для борьбы с фейками. Чтобы избежать обвинений в потворстве домогательствам, Facebook и некоторые другие сервисы запретили любые намеки и упоминания сексуальных отношений.
Во Франции, Великобритании, Германии, Малайзии и Филиппинах уже приняты законы для борьбы с фейками на государственном уровне, так что России в этом вопросе уже нужно догонять. Рассматриваемый законопроект предлагает привлекать к ответственности не за все ложные новости, а только за те недостоверные сведения, распространение которых может привести к катастрофическим последствиям, то есть проект носит точечный и избирательный характер.
Законопроект не устанавливает ответственность за выражение мнения, критику или свою позицию по отношению к госвласти. Также он не распространяется на частную переписку. Законопроект призван обеспечить информационную безопасность, защитить права личности и общества в информационной сфере при соблюдении права на свободную информацию.