Найти тему
P&P Unity ГЧП-блог

"Совместная" частная инициатива

Для ситуации, когда реализация проекта предполагает вовлечение нескольких публично-правовых образований на стороне публичного сектора, действующим законодательством предусмотрена возможность проведения совместного конкурса. Такая опция работает для концессионных проектов и проектов государственно-частного (муниципально-частного) партнерства. 

Регулирование определяет порядок взаимодействия публичных партнеров (концедентов) при запуске совместного проекта, обеспечивая тем самым синхронизацию условий проекта, процедуры его запуска. Например, для запуска совместного концессионного конкурса заключается отдельное соглашение о проведении совместного конкурса. В нем должны быть урегулированы организационные аспекты (организатор конкурса, права и обязанности, ответственность) и ключевые условия проекта (предмет и объект, срок действия концессионного соглашения). Тем самым обеспечивается сбалансированная и синхронная реализация проекта на территории разных публично-правовых образований. 

Неурегулированным остается вопрос о возможности направления "совместной" частной инициативы т.е. предложение о совместной реализации проекта с участием нескольких публичных партнеров. Ни концессионное законодательство, ни законодательство в сфере ГЧП не предполагают такой возможности. Безусловно, инициатор проекта может направить частную инициативу одновременно нескольким публично-правовым образованиям, на территории которых предполагается реализация совместного проекта (например, если при заключении концессионного соглашения собственность на него принадлежит или будет принадлежать таким образованиям). Однако дальше синхронность действий публично-правовых образований в том или ином формате (например, специальной процедурой, возможностью заключения одного соглашения) не гарантируется законодательством. 

Во-первых, не обеспечивается синхронизация сроков рассмотрения и запуска проекта (его составляющих). Во-вторых, формально переговоры проводятся между конкретным публично-правовым образованием и инициатором проекта,  Второе публичное образование может быть привлечено к обсуждению (например, в составе рабочей группы), но механизмов, делающих такое привлечение и учет его результатов обязательным, закон не предусматривает. Поэтому обеспечить согласованность условий всего проекта - задача повышенной сложности. И, наконец, отсутствие легального упоминания о возможности реализации проекта с участием нескольких публично-правовых образований в рамках частной инициативы, может быть стоп-фактором для реализации проекта, если чиновники будут придерживаться консервативной точки зрения (разрешено только то, что прямо разрешено).

Полагаем, что на практике упомянутые сложности могут быть разрешены и без изменений законодательства, если все участники проекта в нем заинтересованы. Но это в любом случае потребует дополнительных временных издержек, а гарантии синхронности процедур могут быть недостаточными.  Вместе с тем, с учетом растущей популярности “инициативного” запуска проектов, потребность в корректировке регулирования в этой части, очевидно, имеется.

Материал подготовлен экспертами юридической компании P&P Unity