Не так давно в общении с друзьями всплывала тема наказания детей. Речь шла о том, что наши дети порою гораздо взрослее и рассудительнее, чем нам кажется и метод палки на человека осознанного совсем не действует правильно. То есть до определенного этапа, когда нужно что-то прививать на уровне инстинктов и базовых навыков, наказания могут сослужить определенную пользу, но когда ребенок уже в состоянии понять объяснение словами, физические методы перестают работать правильно.
Некоторые родители видят в своих детях продолжение игры в куклы, когда с ними надо сюсюкать, все делать за них, не менять стиля обращения на протяжении лет, т.к. куклы не растут и не меняются. Однако, мне всегда казалось, что дети гораздо смышленее, чем кажутся.
Когда мои сыновья были совсем маленькими, мне иногда казалось, заглядывая в их глаза, что в этом крошечном, ничего еще не умеющем тельце, заточена душа какого то умудренного жизнью человека, которая через глаза прямо таки взывает к тебе: «Я не он, я здесь случайно». Со временем правда этот призыв о помощи в глазах утихал, превращая ребенка в ребенка, который с нуля всему учится. Но в последствие, примерно года в 3, всепонимающий взгляд возвращается.
На самом деле, к детям нельзя относиться как к куклам, на мой взгляд. Дети, даже в первые месяцы и, тем более, годы жизни подобны суперкомпьютерам, которые запоминают и начинают понимать тысячи слов на незнакомом ранее языке, учатся пользоваться мышцами и другими органами своего нового тела, занимают ступеньку в социальном круге (причем ступеньку выбирают чуть ли не самую высокую, умело манипулируя окружающими)…
Часто видел картину, когда родители продолжали «сюсюкать» с пятилетними детьми, хотя те говорили настолько правильной речью, что детьми выглядели они, а не наоборот. То есть получается, что дети очень быстро растут, впитывая тонны мегабайт информации, а родители как приняли одну позицию по нянченью, так и продолжают, удивляясь потом, что дети их не понимают и стесняются.
Моя точка зрения, что с детьми нужно играть на равных, но с позиции вожака стаи. То есть, относится к ним как в взрослым особям твоего племени, но в то же время показывая, что есть вождь, который заботится о них всех, а они только кандидаты, которые должны равняться на вождя и со временем занять его место.
Так же как и со взрослыми, с детьми нельзя играть по двойным стандартам. То есть говорить, что это нельзя делать, но самому делать. Пример: сынок, курить вредно! при этом пряча от детей сигареты, которые почему то всегда находят или засекают родителя курящим. Пример сопоставление из взрослой жизни: Завтра в восемь собрание, опаздывать нельзя! говорит начальник и сам является перед коллективом в 9:15.
Наши (да и не только свои) дети не перестают нас удивлять своей продвинутостью и не по годам взрослостью лишь тогда, когда мы отказываемся верить, что дети — это взрослые, просто маленького роста.