Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Ещё о необычных подводных лодках и что с ними происходило

Мы привыкли, что на слуху обычно немецкие подводники, но редко встретишь что- нибудь об американских или итальянских. Меж тем, если немцы пустили ко дну корабли и суда общим водоизмещением около 13,5 млн. тонн, то и американские лодки утопили 5,6 млн. тонн, в т.ч. 1100 торговых и свыше 200 военных кораблей.

Есть такая книга американского вице-адмирала Локвуда - "Топи их всех!", где описываются их подвиги. Одно название чего стоит. Я её ещё подростком читал, и теперь в интернете нетрудно найти.

А вот воспоминаний японских подводников читать не довелось. Что не означает, будто японцам нечего вспомнить :) Одной из особенностей японского подводного флота было их увлечение строительством лодок-носителей авиации. В принципе, их можно понять. Вот итальянцам зачем такие лодки в ограниченном средиземноморском бассейне? Японцы же собирались действовать на необозримых океанских просторах. Поэтому некоторые типы их субмарин могли нести в герметичных ангарах по 3-4 самолёта.

А кроме того, обладали скоростью надводного хода выше 20 узлов и очень большим водоизмещением, позволявшим брать огромные запасы топлива. Взять хотя бы тип "I-400".

-2

Снимок не даёт понять её истинные размеры. Длина превышала длину футбольного поля на 10 метров. Подводное водоизмещение - 6 560 т. При том, что американская атомная подводная лодка "Наутилус" имела подводное водоизмещение 4222т., а наш "Ленинский комсомол" - 4750. Имеются данные, что такие "японки" могли пройти до 70 000 км 14-узловым ходом. Вы не забыли, что длина экватора составляет всего 40 000 км?

Эти японские лодки не успели принять участие в боевых действиях, чего не скажешь о других подводных авианосцах.

Думаю, нелишним будет отметить, что все эти забавы с лодочными самолётами проектировались и осуществлялись в то время, пока о противолодочной авиации, вооружённой радарами и самонаводящимися торпедами ещё не слыхивали. Вот возьмём лодку "I-25" проекта В1, имевшую только один самолёт.

Пилот самолёта этой лодки Нобуо Фудзита летал над Мельбурном и Веллингтоном, Тасманией, Новой Зеландией и Фиджи, проводя разведку. Летал он и над островом Кадьяк, а 21 июня 1942 года эта лодка произвела артиллерийский обстрел побережья США. В Форт-Стивенсе были повреждены линии электропередач, телефонная линия и самое ужасное злодеяние - испорчено бейсбольное поле. Ответный огонь не открывался, чтобы не выдать врагу расположение своих сил.

После этого Фудзита задумался, как бы нанести более тяжёлый ущерб. Нет, лодка между делом и суда топила, но хотелось навести шорох на берегу. И он решил, что неплохо бы поджечь хвойные леса, которыми славится штат Орегон, и может, спалить при этом пару-другую городов. Сказано - сделано, Фудзита подал рапорт по команде, начальство одобрило, и вот 9 сентября он взлетел с лодки с парой 76-килограммовых зажигательных бомб. Пролетев над территорией США около 100 км, сбросил бомбы, отметив пламя, возникшее на месте разрывов.

Ночью 28 сентября налёт был повторён.

Мичман Фудзита
Мичман Фудзита

В 1962 году он ездил в американский городок Брукингс извиняться за причинённые неудобства. По одной версии, он передал деньги на покупку книг о Японии, по другой - самурайский меч. Растроганные жители объявили его почётным гражданином. Ну а чо - никто же не пострадал, пожары были оперативно потушены. Это вам не пожары от американских бомбардировок Токио, спалившие от 80 до 100 тысяч человек.

К 1943 году надводное сообщение между Японией и Германией с Италией стало крайне затруднено, а стратегические материалы были нужны, как воздух. Возникла идея транспортировки их подводным путём. Немцы начали было постройку серии подводных транспортов, до 800 тонн грузоподъёмностью, но стало ясно, что уже не хватит ни времени, ни ресурсов. Тогда решили испльзовать крупные итальянские лодки, часть которых изначально строились как транспортные, а итальянцам возместить их убыль обычными немецкими "семёрками".

Что собирались возить? В Японию - ртуть, образцы двигателей для торпедных катеров, авиапушки, бомбардировочные прицелы, радиолокаторы, электроторпеды, образцы авиационных реактивных двигателей, акустических морских мин и технической документацией к ним, свинец, оптическое стекло и т. д. В обратном направлении - каучук, олово, вольфрам, хинин, цинк, опиумные препараты, образцы торпед, чертежи авианосцев и сверхмалых подводных лодок. Перевозили также военных специалистов с обеих сторон.

Более половины подводных транспортов погибли, в немалой степени потому, что американцы уже могли читать все шифрованные сообщения японцев, вплоть до маршрутов и времени отправки этих лодок.

Последней из отправившихся в восточном напрвлении, была U 234, вышедшая в поход 16 апреля 1945 года из Кристиансанда, загруженная под завязку: 74 тонны свинца, 26 тонн ртути, 12 тонн стали, семь тонн оптических стекол, пять тонн боеприпасов к зенитным орудиям, одна тонна почты и кинофильмов, шесть тонн оборудования для немецкой базы, 560 кг оксида урана, техническая документация на реактивный истребитель Me 262. Кроме того, на борту были 12 пассажиров, включая нового военно-воздушного атташе в Токио генерала люфтваффе Ульриха Кесслера. Лодка сдалась американцам вместе с грузом 19 мая 1945 года в Портсмуте. Два японских офицера, узнав о предстоящей сдаче, покончили с собой и были похоронены в море.

В западном направлении последней была японская лодка "I-52" в июне 1944 года . С ней связана таинственная история. 120 тонн олова, 11 тонн вольфрама, 54 тонны каучука, 10 тонн молибдена, по три тонны хинина и опиума и две тонны золота в счёт оплаты немецких поставок оборудования. А также - якобы несколько тонн неких химических препаратов, каких - не знал никто. Кроме того, она должна была доставить в Германию полтора десятка японских специалистов. Лодка была утоплена в районе западнее островов Зелёного Мыса после встречи с германской лодкой.

Между ними произошёл обмен частью грузов, зачем - непонятно. Уничтожил лодку якобы американский противолодочный самолёт. Несмотря на глубину около пяти километров, в результате длительных поисков она была всё-таки найдена. Верхний снимок - это её рубка. В поисках были задействованы российское океанографическое судно «Южморгеология». Нанял его охотник за подводными сокровищами Пол Тидвел. Лодка была обнаружена не там, где она должна была быть согласно доступной информации, но зато это место было отлично известно американцу. Довольно странно, но только на первый взгляд. Дело в том, что он получил доступ к документам Кригсмарине, касавшихся обстоятельств этой трагедии. А подводные съёмки показали, что лодка была взорвана изнутри.

Следы чего должен был скрыть этот взрыв?

Следующим этапом Тидвел нанял российский корабль «Академик Мстислав Келдыш», который успешно работал на месте гибели «Титаника». Много чего нашли на дне около лодки, но только не золото.Это был провал авантюры. Планировалось продолжить работы, но так ничего в этом плане и не последовало до сих пор.

Известно, что немецкая лодка до возвращения в свою базу успела побывать у побережья Венесуэлы. Что она там делала?

Существует такая версия. Золото было перегружено, а японцам под видом снабжения подсунули несколько взрывных устройств. Лодка погибла якобы со своим драгоценным грузом. На самом деле он был переправлен куда-то на американский континент. Время-то какое было? Умные люди уже понимали, что Рейху всё равно придёт конец и готовили запасные площадки. Ну, а японцы - что там японцы, про большому счёту всё рвно унтерменши...

Это ещё одна из тех тайн, которые вряд ли будут когда-нибудь раскрыты.

Наука
7 млн интересуются