Да, в Китае заблокированы такие сервисы как Facebook, Twitter, Instagram и Youtube. Да, все иностранцы в Китае от этого страдают и плачутся на “Великий китайский файрвол”. Да, пользоваться VPN в Китае запрещено законом.
Но рядовой китайский пользователь плевать хотел на все эти запреты. Как и на вышеуказанные сервисы тоже. Ему просто не нужны сложные англоязычные платформы с ограниченным набором функций. Они ему не интересны. Там даже купить ничего нельзя!
У рядового китайского пользователя есть огромный мир китаеязычных социальных сетей, которые стали чем-то значительно бòльшим, чем просто средством связи. На каждую привычную нам “западную” платформу приходится по три-четыре (а то и больше) аналога, на любой вкус и цвет, на любые запросы.
Поговорим о четырёх самых популярных, без которых не обходится ни один смартфон в Китае.
1. ВиЧат/WeChat/微信 (wēixìn)
Про эту сеть написано и рассказано уже много и все, кто хоть как-то связан с Китаем, о ней знают. Это мессенджер с функционалом космического корабля.
Тут пользователи делятся с друзьями новостями и впечатлениями, переписываются один-на-один и большими группами до 500 человек, созваниваются, переводят деньги, заказывают еду, покупают билеты в кино и на самолёт, бронируют отели и тд, и тп, и пр, и пр, и пр. Существуют также “официальные” блоги и аккаунты, которые регулярно наполняют платформу актуальными новостями и ярким контентом, предлагая пользователю всё: от смешных мемасиков про котиков до обучающих программ и аудиокниг. Не забываем про ленту новостей, мини-игры и мини-приложения.
Каждый день более миллиарда пользователей открывают ВиЧат и тратят на него от 70 минут в день. (Автор статьи по субъективным оценкам проводит в ВиЧате значительно больше 70 минут в день…)
2. Сина Вейбо/Sina Weibo/新浪微博 (xīnlàng wēibó)
Вейбо чаще сравнивают с Твиттером, но это не совсем точно. Скорее это Facebook.
Платформа личных блогов, открытых для широкой общественности — в отличие от ВиЧата пользователи могут видеть посты друг друга не будучи “друзьями”. Здесь пользователи делятся видео, фотографиями, творчеством и мыслями. Ведут “диванные войны” и горячие обсуждения последних светских событий.
В начале 2018 года каждый месяц в Вейбо сидело 431 миллион активных пользователей, и за год эта цифра выросла на 100 миллионов.
3. ТикТок/TikTok/Douyin/抖音
Одна из самых быстрорастущих платформ Интернета. Мирового Интернета. Здесь начнём с цифр, пожалуй.
С декабря 2017 года по март 2018 года количество активных пользователей в день выросло с 17,4 миллионов до 45,6 миллионов. Впечатляет?
А если скажу, что в июне 2018 эта цифра составляла уже 500 миллионов?
По секрету. К концу 2018 года пользователей был уже 1 миллиард.
Вот такая динамика.
Что же это?
Платформа для коротких видео. Очень коротких видео. 15 секунд, не больше. Пользователи снимают ролики, составляют их из фотографий, накладывают музыку и делятся ими со всем миром.
4. Сяохонгшу/Xiaohongshu/小红书 (маленькая красная книжка)
Платформа, созданная в 2013 году для обзоров и быстрой покупки товаров и услуг, стремительно взлетела в прошлом году. Говоря “стремительно”, я имею в виду, что в конце 2017 года на платформе было 70 млн. зарегистрированных пользователей, а в конце 2018 — более 1,5 млдр.
Изначально это — сообщество, в котором “лидеры мнений” (или "инфлюенсеры") рекламирют бренды/товары/услуги, а фанаты быстро и без лишних хлопот оформляют покупку с доставкой на дом. Сейчас эти базовые функции обросли целым ворохом статей и заметок об образе жизни, путешествиях и творчестве.
Лично мне эта платформа больше напоминает Инстаграм (на стероидах), где можно найти интересные идеи дизайна, вкусные места для “поесть” и красивые уголки для “погулять”. Лёгкий поиск, удобные теги и простая навигация. Плюс яркие стикеры и прикольные фильтры для самых кривых рук.