Дорогой читатель! Мысли, высказанные в данной статье, не претендуют на объективную истину. Всё, что будет написано в дальнейшем, лишь моё личное, оценочное суждение о довольно-таки хорошем аниме-сериале. Приятного чтения!
Во многих художественных произведениях присутствует идеологический посыл. Зачастую, он встраивается так, что практически не заметен неопытному зрителю. Это - черта хорошей пропаганды. Если же агитация слишком очевидна, то это плохая пропаганда. Самая же лучшая пропаганда делает так, что человек как бы сам приходит к нужному автору выводу. И ещё гордится своим необыкновенным умом и исключительностью.
Я хочу рассказать про аниме “Атака титанов” и о том, как в нём нашли воплощение идеи японского консерватизма.
Начнём с сеттинга самого аниме. Действие происходит в королевстве, которое изолировано от всего остального мира гигантскими стенами, которые ограждают его от жутких чудовищ – гигантов. Несмотря на свою внешнее сходство с людьми, они представляют собой безмозглых людоедов, чья единственная цель – изничтожить и сожрать род людской.
Уже в самом сеттинге виднеются некоторые аллюзии на Японию того периода, когда она была закрыта от всего мира. Стены вокруг королевства — это точно такие же стены вокруг самой Японии, которые воздвигли (продолжая метафору) с целью защиты страны. Защиты от какого-то похожего на людей, но ими не являющимися. То есть сами гиганты являются тут метафорой на представление японцев той эпохи о иностранцах, как жестоких и бесчеловечных варваров, стремящихся разрушить общественный и политический строй Японии.
После того, как один невероятно могущественный и огромный, даже по меркам гигантов, гигант ломает стену – единственными, кто может спасти королевство, становятся члены его специального элитного подразделения. Разведчики. Те, кто и раньше делал вылазки во внешний мир. И они показываются, как настоящие герои, готовые хладнокровно сражаться за свою родину с чудовищами.
Сам по себе, огромный гигант является явной метафорой на американский пароход, который по-своему также сломал стену между Японией и внешним миром. Усиливает это сравнение то, что этот гигант испускает из своего тела огромные клубы пара, которые роднят его с тем самым кораблем. И само впечатление он также копирует. Нечто огромное, раннее невиданное, поражающее воображение – вот чем был пароход для тогдашней Японии.
Сами же разведчики — это армия Японии. Как известно, эта страна после своего открытия за довольно быстрый период стала развитой милитаризированной державой. И быть воином считалось благородным. Также, как и в самом аниме быть разведчиком это нечто опасное, но в тоже время заслуживающее уважение.
Кроме того, практически на протяжении всего сериала воспевается коллективный дух и воинская доблесть. Главный герой, несмотря на свои экстраординарные способности, не может достичь успеха в одиночку. Только вместе со своими сослуживцами он может победить жесткого и безжалостного противника.
Как известно, Японское общество считается обществом конфуцианского типа. И один из принципов такого общества это приоритет общего над личным. Не важны твои собственные желания, если они не соответствует общим интересам. И главный герой демонстрирует это раз за разом пытаясь безуспешно действовать в одиночку.
Другой характерной чертой Японского общества является его неприязнь к иностранцам. И тут это также показано. Персонажи, которые приходят из-за стены, показаны жалкими, корыстными личностями, готовые ради своих безумных целей пожертвовать сотнями человеческих жизней. И это, уже не говоря о самих гигантах – которые скорее показывают не иностранцев, как таковых, а их могущественные технологии. Как известно, у Японии были проблемы с современным вооружением и именно из-за этого отставания она так легко позволила себя открыть.
Постепенно, походу сюжета, гиганты изучаются всё больше, и эта действует как наглядная иллюстрация роста самой Японии после её открытия.
Вот какие интересные выводы можно сделать о, казалось бы, простом аниме про битву людей и гигантов. Конечно, где-то я преувеличиваю или недостаточно разбираюсь в вопросе. Всё-таки японскую историю я знаю очень поверхностно и не могу говорить о ней с большей уверенность. Но, тем не менее, я рекомендую порой подобным образом исследовать знакомые и приятные вам художественные произведения. Это позволяет увидеть нечто новое и удивительное в том, что вы, казалось бы, знали со всех сторон досконально.