Найти тему

План "Звукозапись": рассказ о музыкальной цензуре советского времени

В 2018 году на канале "ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО в обществе" был опубликован рассказ "Как возникают IT-компании?". Это история о бизнес-молодости троих друзей в 80-х и 90-х годах прошлого столетия. Личности молодых людей из рассказа очень яркие, незаурядные, условно, эти персонажи были названы: Лайфхакер, Электронщик и Программист.

Учитывая, что события, описываемые в рассказе, происходили в очень сложный для нашей страны период, жизнь персонажей тоже была непростой и насыщенной.

Поэтому в настоящем рассказе о музыкальной цензуре тех лет будет добавлено несколько подробностей к образу Лайфхакера:

***

Молодой человек, условно называемый Лайфхакер, среди своих друзей был настоящим меломаном. Ещё в те годы его нестандартный взгляд на окружающий мир требовал музыкальной подпитки культурой андеграунда.

Лайфхакер, как скрытый бунтарь, изучал всё, что позволяла изучать цензура советского времени и с большим рвением поглощал всё, что было запрещено и недоступно законопослушному обывателю.

Любознательность иногда приводила молодого человека на конспиративные квартирники, сводила с музыкальными коллекционерами редких записей или просто получалось послушать индивидуальный концерт барда, которого через несколько лет все будут считать "бесполезным придурком".

В силу нестандартной рациональности своего мышления, Лайфхакер не занимался распространением запрещённых музыкальных тем, он поглощал "свободную мысль" в чистом виде, только для себя и своего развития. Это неоднократно спасало его от пресекающих действий компетентных органов, которые наблюдали за культурой музыкального андеграунда, используя сложную и всеобъемлющую систему контроля.

Компетентные органы - главное цензурное управление, не просто наблюдали за развитием "антисоветчины" в нашей стране, но и управляли многими информационными процессами того времени с помощью человеко-технической аналоговой сети.

Удивительно бывает наблюдать за большими достижениями одного человека и сравнивать с теми способностями, которые проявлялись в нём в прошлом. Лайфхакер обладал интересным набором личных качеств, что помогло ему в дальнейшем развитии своего компьютерного бизнеса.

Но это будет в будущем, а пока, став "пронырой лабиринта андеграунда", молодой человек постепенно начинал подозревать о незримом присутствии наблюдателей из компетентных органов. Ему даже начинало казаться, что он постигает некоторые правила и закономерности в их контрольно-предупредительной деятельности. Лайфхакер, как и многие подпольные музыканты того времени, слегка переигрывал в шпионов, чем иногда веселил наблюдателей. В работе подобных сотрудников юмор тоже играет психологическую защитную функцию.

Видеть часть работы по контролю цензуры, Лайфхакеру, вероятно, помог нестандартный подход к жизни - этакий оптимальный оригинальный взгляд без конфликта со своими моральными принципами.

Занимаясь своими свободолюбивыми музыкальными пристрастиями молодой меломан стал понимать, что в распространении кассет и бабин с запрещённой или редкой музыкой существует какая-то чётко организованная система. Уже в те годы у Лайфхакера включались аналитические мыслительные центры, а сплетни и байки, распространяемые в системе любителей "антисоветчины", часто подтверждали его догадки.

Правительственная система того времени прекрасно представляла диверсионные возможности капиталистических стран и и понимала, что жёсткий запрет абсолютно всего только накрутит пружину психики советских граждан до предела. Таким образом была создана прослойка инакомыслящих и недовольных для последующего их контроля и управления. Контролирующую систему стали собирать ещё со времен Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.).

С развитием технических средств аудио-воспроизведения (магнитофонов), контролировать "блуждающие умы" стало проще - теперь они сами стали записывать то, о чём думают и ставили свою подпись в виде своего имени или творческого псевдонима. Из таких "врагов народа" не нужно было даже выбивать признание.

Определившись с системой фиксации доказательств - это магнитный носитель в виде плёнки, главное цензурное управление занялось построением и взятием под контроль системы распространения аудио-записей.

Частично наблюдая результат этой работы, Лайфхакер планировал даже нарисовать карту путей распространения подпольных звукозаписей с обозначением ключевых центров в городах. Что уберегло этого молодого человека от подобной ошибки определить трудно, возможно, сработал тот же принцип, который отклонил его от распространения впечатляющих магнитных плёнок среди своих друзей и знакомых.

Впоследствии, социальные инженеры назовут эту систему распространения аудио-записей советской аналоговой социальной сетью, в которой есть пользователи, группы, чаты и файлообменники. Распространение аналоговых звукозаписей через телефонные линии государство блокировало техническими средствами - понижая качественный диапазон передачи сигнала. Цифровое время модемов в гражданском применении тогда ещё не наступило.

Польза для страны от контроля такой системы духовно-эмоционального взаимодействия граждан очень большая. Производились мониторинги настроений, оценка лояльности к изменениям и пресечение распространения вредоносных идеологий. Через запрещённые песни контролирующие государственные органы получали не только жалобы на советский режим и трудные условия жизни, но, также, принимали рационализаторские предложения по коллективному управлению настроениями.

Сам слой распространителей звукозаписей был многослойным. В нём присутствовали внедрённые распространители, завербованные, управляемые и, просто, подучётные.

Если автор "свободных песен" был угоден советскому режиму, то получить возможность услышать его новый альбом вся страна могла за несколько недель без привлечения радио- и теле-сетей.

В случае неявной блокировки музыкального бунтаря, его ждало "забвение", происходящее странными способами - просто перекрывались каналы сбыта для блокированных записей. Ну, вот не знает народ нового "бунтарского гения" и всё!

Особой сложностью для контроля за распространением звукозаписей представляли криминальные структуры советского времени, но и среди этого слоя была негласная договорённость "не лезть в политику".

Таким образом выгоняли всех "политических музыкантов" в отдельный сектор, из которого запрещённым "рупорам эпохи" приходилось выходить в народ с помощью подконтрольных государству распространителей. Именно на этом шлюзе создавали идеологические фильтры.

Новых распространителей звукозаписей устанавливали по приобретениям звукозаписывающей аппаратуры и кассет. Для многих централизованный контроль за звукозаписями оставался мифом и досужими байками, но некоторые распространители, замечали странных людей, спрашивающих самые свежие записи, о которых еще не могло быть известно, потому что они только появились. Иногда у таких распространителей появлялись неожиданные возможности.

Некоторые музыковеды "свободной музыки" случайно узнавали новые источники редких или новейших записей, а также способы модернизирования своей аппаратуры. Для многих были созданы свои объяснения существующих музыкальных порядков, которые воспринимались как настоящая истина, а в действительности это были только узкие роли в рафинированном представлении об обществе.

Не всем инакомыслящим бардам выкручивали руки и не всех любопытных сажали за лишние рассуждения и случайное появление "там, где не надо". Психологам известны механизмы мобилизации психики под воздействием мнимых опасностей, творческое вдохновение музыкантов могло тоже стимулироваться "легкой шпиономанией" и удерживаться в определённом фокусе угрозой быть посаженными в тюрьму за песни.

Песни от этого давления иногда становились сильнее и правдивее. Под особым контролем находились записи культурно-идеологических бесед, лекционных выступлений, чтения басен, притчей и кавер-стихов.

Сейчас такие звукозаписи называют аудио-книги. Чтение текста может оказывать сильное воздействие на слушателя. Если в читаемом тексте присутствуют признаки идеологических диверсий, то никакими требованиями рифмы и характером юмористического жанра этого не объяснить.

Музыканты предпочитали зашифровывать свои прогрессивные лозунги в иносказательной манере, маскируя более нейтральным текстом.

Лайфхакер увлёкся поездками по городам с посещением распространителей и подпольных студий звукозаписи. Именно в этот период молодой человек стал замечать, что существует отдельно контролируемый слой распространения музыки - это личные выступления музыкантов.

Концертное выступление, даже в малом масштабе, классифицировалось иначе, чем простое общение людей на вечеринках. Система организации концертов оказалась гораздо сложнее организации распространения звукозаписей, а также интереснее и перспективнее для личного развития.

У молодого меломана появились свои представления о творческих путях "запрещённых музыкантов", он стал усматривать закономерности в разных встречах, распадах и слияниях творческих коллективов. Лайфхакер думал над созданием карты творческих маршрутов значимых и второстепенных музыкантов с определением смысла их встреч, партнёрств, но снова, какой-то моральный принцип потребления информации "только для себя" увлёк его дальше по своему пути.

Не позволив себе загнить в этом бурном море вседозволенности, Лайфхакер стал чаще возвращаться к своим друзьям, каждый из которых в то же время проходил свои сети и судьбоносные отрезки жизни.

Друзья Лайфхакера: Электронщик и Программист, уже начинали представлять в общих контурах пространство, позволяющее создать гораздо большие модели, чем советская аналоговая музыкальная сеть.

***

В музыкантах, изгоях и любимцах публики, можно было одновременно увидеть сумасшедших и гениев, используя различные социально-политические параметры оценки происходящего.

Одна из целей моего рассказа заключалась в том, чтобы объяснить сложность советской социальной системы прошлых лет. Цепные псы, которыми иногда представляли сотрудников правоохранительных органов и неадекватные музыканты, толкающие собственный бред в народные массы, представляли собой элементы очень сложной и управляемой системы общества того времени.

12 января 2019 г.

автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.