К журналистам у нас традиционная нелюбовь, блогеры же нередко становятся объектами насмешек. А про евреев что говорить, как пели герои популярного в конце 90-х мюзикла «Метро». Тем не менее, именно блогеры и журналисты владеют думами людей и создают настоящие эгрегоры, которые меняют жизнь общества. 9 июня 2017 стало известно, что не стало Антона Носика – отца всея рунета и человека, который пытался мыслить здраво при любых режимах и во все эпохи, которые успел пережить за свои почти 52 года жизни. Если бы не он, возможно, сейчас в инете не сидели бы и свои блоги не вели бы. Или русский интернет был бы совсем другим.
Детство и юность
Умными здравомыслящими рождаются, остальное делают родители. Родители блогера – отец-писатель и мама-филолог (специалист по польскому языку). Когда ребенку было семь лет, они разошлись, а мама вышла замуж за художника. Уже в восемь лет Антон неплохо владел французским и английским языками, причем на таком уровне, чтобы обтачивать на них свое мастерство писателя: первые романы Антон начал писать еще в детстве.
Неудивительно, что товарищи по школе считали Антона талантливым и умным, но «себе на уме», а учителя и взрослые вообще – вундеркиндом: ребенок поддерживал любую беседу на «взрослом» уровне и не стеснялся собственного мнения. А еще были путешествия с отцом, как возможность найти материал для творчества.
После школы Антон поступил учиться в Московский МСИ им. Н.А.Семашко. Впрочем, врачом поработать он не успел. И все же, по мнению блогера важнее всего оправдать собственное предназначение, а у Носика оно действительно оказалось уникальным: все-таки, рунет не каждый день создается с нуля.
Жизнь в Израиле
1990 год. С одной стороны, начало конца СССР, развал всей привычной жизни, с другой – шанс увидеть другую жизнь и другие страны. Тогда уезжали все, у кого была возможность. И не стоит осуждать тех, кого обошли стороной пустые магазины, безработица и беззарплатица первых лет без социализма: жить по другим правилам и без своей родины не проще. Через все это пришлось пройти и Антону. Почему же он остановил выбор на Израиле? Просто к 23 годам Антон несколько раз бывал на земле обетованной туристом и ему там нравилось. Он имел право на израильское гражданство (все-таки и отец, и мама евреи). Впрочем, ни с каким государством Антон контракта кровью не подписывал: свобода выбора, где жить, для него важнее.
По его же словам, жил и работал, сумел создать интернет-компанию и пройти настоящий университет жизни в несоветском обществе. Именно здесь Носик узнал, как работает свободная пресса и интернет, как организуются компьютерные сети и как сих помощью можно охватить огромное количество самых разных людей.
Первое время Антон Носик трудился в русскоязычном издании для эмигрантов под привычным русскому уху названием «Вести» и занимался в основном экономическими обзорами плюс новостями из жизни интернета. В середине 90-х полностью переключился на последние, ведя популярнейшую рубрику «Наши сети». Со временем она превратилась в сетевое обозрение «Вечерний интернет». С нее началась популярность веб-обозрений.
Впрочем, на Израиль и жизнь здесь Носик тоже смотрел очень здраво. С одной стороны, именно здесь он поверил в силу всемирной сети, с другой же, он четко знал, что та страна выдает преступников, как и любые другие государства, да и единство русских эмигрантов не такое ужи прочное. Носик всегда высоко ценил степень внутренней свободы евреев, которую они сохранили за долгие века сложной жизни без родины и при непростом отношении всего мира к этому народу.
В 1996 стал одним из авторов романа про убийство премьер-министра Ицхака Рабина. В этот же период работал редактором кипрского издания «Вести Лимасола» и переводчиком. В 1997 году пришло время возвращаться в Россию.
А что у нас
А у нас заканчивались страшные 90-е и общество методом ненаучного тыка двигалось к относительно цивилизованной жизни,которая была бы немыслима без русского интернета. Вот здесь-то и оказался нужным русский еврей Антон Носик. Впрочем, по его же словам, он был лишь одним из… Для новой жизни понадобились люди сознанием того, как жить цивилизованно, разбирающиеся в том, как работает бизнес, высокие технологии, пресса, банковская сфера. Таким человеком был и Антон Носик.
В России Носик стартовал с работы в «Фонде эффективной политики», а в последний год прошлого тысячилетия стал одним из создателей таких сайтов, как Лента.ру, Газета.ру, Вести.ру и NEWS.ru став редактором первых двух (главным редактором "Ленты" работал до 2004 года). Параллельно сотрудничал с «Нетскейт», а его "Вечерний Интернет" стал первым в России блогерским проектом. В 2001 году стал вице-президентом стоявшего у истоков российского интернета медиапортала «Рамблер Интернет Холдинг». Позже стал президентом по развитию этой организации.
В начале 2000х завел "Живого журнала" и быстро оброс миллионной аудиторией читателей. Еще через несколько лет живые журналы появились даже у тех, кому нечего было сказать и написать, поэтому в 2006 году Антон начал работу в компании SUP Media которая занималась обслуживанием русскоязычного сегмента ЖЖ и его улучшением. До 2008 года Антон Борисович был здесь руководителем службы блогов, после занялся другими проектами (например,порталом BFM.Ru). В 2011 вернулся в SUP в роли медиадиректора. А параллельно были созданы благотворительные фонды и много других организаций. В 2010 Носика в «твитере» добавил в друзья президент Медведев.
В 2014 году стал одним из создателей проекта «Мохнатый сыр», который занимается исследованиями в области маркетинга и общественного мнения. Имел двойное гражданство и не отрицал, что вполне может вернуться в Израиль, как на свою вторую родину, но только если этого захочет вся его семья.
Женат, воспитывал сына Леву, которому не разрешал смотреть телевизор, но лояльно относился к его увлечениям компьютерными играми: там меньше агрессии. Считал, что ребенку нужно в первую очередь прививать плюрализм и терпимость, а также убедить, что нет людей плохих и хороших, глупых и умных, и это точно не определяется национальностью или верой. Все верят в разное и это прекрасно. По примеру своего отца, брал Леву в путешествия без всяких опасений или оглядки на возраст.
Читатель ждет уж…
Обсуждения и осуждения его псевдонима в твитере, его нецензурной лексики в блогах, его призывов (или нет) к экстремизму и прочих подробностей жизни. А вот не дождется. Следите за своим базаром и придумывайте собственные благозвучные псевдонимы. А при желании, нужные люди и на ваших страницах в соцсетях и блогах могут найти призывы к экстремизму и подать в суд, особенно если вы богаты, популярны и у вас можно отсудить какую-то сумму денег... Смог ли такой свободный человек, как Антон Носик, жить при таком раскладе? Вряд ли. Не может быть совпадением то, что ушел он в ту эпоху, когда свобода стала уходить даже из созданного им русского интернета.