Найти в Дзене
В небе и космосе

Может ли хорошо забытое старое стать вдруг новым?

изображение с сайта aviadrave.ru
изображение с сайта aviadrave.ru

Был в Советском Союзе неплохой региональный самолет — ЯК-40. Да, для СССР он был отличным (сам на нем не раз летал): вмещал от 24 до 40 пассажиров, садился на грунтовки, имел трап в хвостовой части и по сравнению с АН-24 был почти бесшумным. Была у него только одна беда: три «прожорливых» двигателя АИ-25. Но ведь тогда же никто не считал горючку. Правда и в то время был один нехороший момент: на полеты зимой у АН-24 была скидка 50%, а на ЯК-40 скидки не было (как сейчас говорят - был не рентабельным). Поэтому в наше время, около 420 самолетов ЯК-40 стоят в российских аэропортах на консервации из-за неэкономичных двигателей. Эти 420 самолетов еще бы могли летать как минимум лет 10. Им всего-то надо: убрать прожорливые украинские АИ-25 (поставить топливоэффективные двигатели) и приспособить ЯК-40 под современные требования перевозчиков. Так вот, в России нашлись умельцы. Специалисты СибНИА создали СТР-40 ДТ (Як-40МС): ремоторизированный ЯК-40 с 2 двигателями Honeywell TFE731-5BR, ВСУ Garret 3092 (газотурбинный, мощностью 9 кВт) и крылом из композитного материала. Получился почти «супер-самолет»: экономичный, облегченный, с дальностью полета до 3800 км. Стоимость переделки одного самолёта Як-40 в версию Як-40МС (в ценах 2016 года) начинается от 25 млн рублей. Ну все в Як-40МС хорошо, да вот только на сегодняшний день, мы опять можем наступить на те же «грабли» что и с SSJ-100 и с МС-21. Ну, во-первых, углеродного волокна для крыльев МС-21 осталось всего на 6 самолетов. А во вторых, это установка американских ВСУ Garret 3092 и двигателей Honeywell TFE731-5BR. Что завтра может взбрести в голову американцам: возьмут и наложат санкции на поставку в Россию этих двигателей и ВСУ. Модернизируем какое-то количество Як-40 и «сядем в лужу». И опять будем говорить, что во всем виноваты американские санкции. Неужели мы разучились делать конкурентоспособные двигатели и волокно (да и многое другое)?

Статья вас заинтересовала?

Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса!