Найти тему
Escapist

Максим Горький

Поклонение культу великих личностей прослеживается в разных эпохах разных государств. Так сложилось, что эстетика сильного, яркого человека, неожиданно раскрывающегося на фоне оголтелой посредственности, манит многих людей, которые стремятся сохранить краткий миг расцвета человеческой личности. Великие правят миром, они держат небеса и разрушают горы. Нет ничего невозможного для такого человека. Но личность рано или поздно гаснет - не справляется с объемом возложенных надежд, подавляется бытом. Много историй, много легенд. В каждой из них - павший герой и летописец, призванный рассказать об этом герое потомкам. В начале двадцатого века таким летописцем стал Алексей Пешков, более известный миру, как Максим Горький.

Жизнь Максима Горького во многом отличалась от жизни махровой интеллигенции начала века. Писатель не имел богатых родственников, наследного поместья и прочих маленьких радостей пишущего человека "средней руки" того времени. Это и послужило становлению писателя, как человека, для которого писательство - способ излить пылающие эмоции на бумагу, один из немногих способов облегчить душу, а не просто хобби скучающего сибарита. Путь юного Алеши Пешкова "в люди" был непростым - он перепробовал множество профессий, занимался изнуряющим физическим трудом. Его жизнь "перекати-поля" с постоянной переменой мест нашла свое отражение в рассказах писателя. Он воспевал судьбу людей, которых он встречал, перемежая реалистичные очерки с глобальными размышлениями о судьбе человека и о значении личности. Главные герои ранних рассказов Максима Горького - яркие, необычные люди, которые либо теряются в суровом быту, либо идут в бой с неопределенностью. Данко с горящим сердцем в руке, разбившийся о камни Буревестник - квинтэссенция героического образа. Реалистические рассказы демонстрируют гораздо более неприглядные стороны человеческого бытия.

Вместе со славой мецената и покровителя молодых талантов о Максиме Горьком ходило множество неприглядных слухов. Можно вспомнить его излишне трепетное отношение к еврею Зиновию Свердлову, который стал крестником писателя, чтобы прописаться в Москве. Можно вспомнить ядовитые изречения писателя, который ставил людей без особых выдающихся качеств на одну доску с червями. Загадочная смерть сына писателя, по инициативе, исходившей едва ли не от самого Троцкого, еще более сгущает краски. Впрочем, все это лишь слухи. Максим Горький так и остался личностью, титаном русской литературы – но перестал быть простым человеком Алешей Пешковым. Фактурный рассказчик, герой множества собственных рассказов – кем же он был на самом деле? Можно ли знать?

Вполне можно сказать, что Максим Горький поклонялся эстетике волевой личности, воспевал эту силу в большинстве своих произведений. Те, кто не находили в себе этой силы - безвозвратно терялись. Жизнь жестока, и человек, не отстоявший своих убеждений, погружается в непроглядную тьму. Наглядной иллюстрацией падения у автора становится кабак, в котором герои рассказов стремятся заглушить свое отчаяние. Кабак - врата в иной мир, пожирающее беспокойные умы чудовище. Ведь люди часто не могут найти себе места в мире. Они полны идей, которые никому не нужны, у них есть стремления, которые окружающие не признают. Куда им еще идти? На дно?

Максим Горький был ярым приверженцем идеи богостроительства. Согласно этой теории, Бог - величина, складывающаяся из мощи коллектива. Книги писателя в полной мере отражали подобные настроения. В марксистскую идеологию богостроительство вписывалось неплохо. Писатель был знаком с вождями революции, во многом помог ее осуществлению, но конечный результат так и не принял. В его понимании революция должна была стать торжеством человека сильного и мудрого, гимном всему человечеству и великим началом. Дикое торжество кучки люмпенов и животная грызня властолюбивых повелителей мало походила на начало прекрасной эпохи. Больше это походило на пир во время чумы, на танец на костях империи. Позднее Максим Горький обвинил в неудачах революции выслуживающуюся интеллигенцию, эгоистов, которые жаждали блага исключительно для самих себя. В итоговом романе-эпопее "Жизнь Клима Самгина" писатель заклеймил подобных людей, ставящих свои интересы выше интересов других людей. Этот человек, создавший образ пламенного, неравнодушного Данко, не мог оставить без внимания предательство и тщеславие власть имущих. Для Максима Горького это было неприемлемо. Но что он мог изменить?

Он показал глубину падения человека и его же богоравную силу. Пожалуй, он даже дал нам зеркало, в котором каждый из нас может увидеть себя чуточку сильнее, выше, способнее. Люди, о которых никто и никогда бы не узнал, становились его героями, творили великие дела и исчезали в бездне, оставляя огненный след. Цыгане, крестьяне, бродяги, рабочие – все они были великими на этих страницах. Монументальные истины, глобальные вопросы, зарождающиеся в глубинах необъятной России – все это показал нам неравнодушный и идейный писатель Максим Горький.