Очень хорошо, что главным книжным открытием ушедшего года стал Эдуард Веркин со своим "Островом Сахалином", прогремевшим на всю страну.
Очень жаль, что это не случилось несколькими годами раньше с его же книгой "Облачный полк".
Потому что «Облачный полк» Эдуарда Веркина — вещь масштаба богомоловского «Ивана», гайдаровской «Школы», быковского «Сотникова». Но при всем этом не пожелтевшая классика, а очень современная, сегодняшняя, невероятно актуальная книга.
Истомным дачным летним днем глава большого и благополучного семейства, поддавшись настойчивым уговорам любопытного правнука, вспоминает войну. Стылая зима 1942 года, партизанский отряд на Псковщине и он сам, постоянно голодный, вечно промерзший до костей, контуженный и четырнадцатилетний. Он и его отрядный ангел-хранитель Саныч – дерзкий, болтливый, всезнающий и очень-очень опасный.
Саныч всего на несколько лет старше Димки, но в таком возрасте эта пара лет иногда становится Рубиконом. Если Димка — классический партизанский сын полка, страстно мечтающий убить своего первого фрица, то 16-летний Саныч не просто полноценный воин – он один из лучших бойцов отряда, личный счет которого давно перевалил за седьмой десяток. Этот сельский паренек, заговоренный цыганкой от пули и фотокарточек, вошел в войну, как патрон досылается в патронник, без зазора.
Он выкормыш этой страшной войны, ее порождение и отражение. Именно война обнаружила, разбудила и огранила в этом малолетнем колхознике недюжинный и почитаемый во все времена талант делать из врагов трупы.
Димка с Санычем ведут обычную партизанскую жизнь — конвоируют испуганного до неживого состояния пленного полицая, ходят в разведку и отпуск, пытаются выстроить отношения со строгой девушкой Алевтиной и партизаном Ковальцом, вечным соперником Саныча. А ты, читая эту очень умелую, предельно достоверную, немного холодную, то мистически красивую, то нечеловечески страшную и невероятно сильную книгу, вдруг с ужасом понимаешь, что ты знаешь и имя, и фамилию этого Саныча.
Более того, когда-то это имя знали все дети страны, в которой ты жил. Знали, чтобы забыть их двадцать лет назад — забыть на два десятка лет и не особо об этом сожалеть. И этот ужас узнавания сдвигает внутри тебя какие-то пласты, и обнажается что-то, казалось бы, давно скрытое и зарубцевавшееся.
Очень хорошо, что "Облачный полк" у нас определили в подростковую литературу - хотя бы потому хорошо, что в 14–16 лет вопрос «делать жизнь с кого» стоит как никогда остро, а книг про героев – настоящих, неоспариваемых, по любому человеческому счету героев – у нас, в общем, нет.
Очень жаль, что "Облачный полк" не нашумел на всю страну — хотя бы потому, что книги, штопающие порвавшуюся ткань времен и перепахивающие читателя, у нас появляются не каждое десятилетие.
______________
На всякий случай напоминаю - если вы меня лайкаете, подписываетесь на мой канал, а также рекомендуете меня своим друзьям - это меня очень радует.