Этой зимой производителям продуктов и, наверное, ритейлерам вместе с ними, удавалось успешно скрывать резкое удорожание товаров на полках магазинов. Причины подъёма цен - НДС 20% и прочие, прочие "нововведения", но эту тему мы не станем затрагивать, речь в этой статьей пойдёт о маркетинге "во зло".
Сразу к сути, как успешно скрыть рост цен.
Всё очень просто - та же упаковка, тот же товар, та же цена что и ранее, но самого продукта в упаковке немного меньше, всего на 3-5%. Тем не менее цена продукта за единицу остаётся прежней, а значит затраты производства становятся меньше. Процесс этот называется шринкфляция (shrinkflation), или для русского слуха - сжимфляция.
Немного истории. Появилась эта тенденция в семидесятых годах прошлого века в США, широко распространена в странах Европы и наиболее ярко проявилась в России начиная с кризиса 2008 года.
Похожий маркетинговый ход мы не раз видели под именем "акция" или что-то подобное. Вот очень старое изображение двух шоколадок, та, на которую снизили цену имеет меньший вес. Конкретных цен не приведено, но суть ясна - даже если и снизили, то не так внушительно, как кажется на первый взгляд.
Всё повторяется, но теперь - в большем объёме.
Допустим мы привыкли к уменьшению объёма продукта в упаковке. Мы называем упаковку сока "литровой" по привычке, думаем что покупаем килограмм сахара.
Но проблема вышла на новый уровень, когда в начале этого года яйца стали продавать не десятками, а по 9 штук.
И внезапно оказалось, что упаковки похудели не на 3-4%, а уже на все 10%.
Оповещён, значит вооружен.
Предлагаю не расстраиваться, всё же производители скорее вынуждены идти на подобные уловки. А наиболее разумный вариант - отвыкнуть от привычных мер, смотреть на всю эту ситуацию, как на многообразие упаковок и объёмов продуктов. Просто помните, что в одну и туже упаковку наливают и 1л и 0,9л сока.
Очень здравой мыслью считаю предложение ввести стандарт, или даже ГОСТ ценника для продуктовых магазинов. Помимо разборчивой цены и конкретного указания на товар, на нём было бы указана стоимость килограмма или литра нетто, в независимости от объёма в упаковке. Возможно вы сочтёте эту идею невыполнимой или даже бесполезной, но я был бы рад сравнить цены товаров без арифметических вычислений.
Спасибо вам за внимание и потраченное время! Подписывайтесь, жмите "палец вверх" и критикуйте статью в комментариях, мне всегда интересно ваше мнение.