Все знают прославленного конструктора советских самолётов Андрея Туполева. Успел многое: получить приговор за вредительство, поработать в шарашке, создать лучший в мире фронтовой бомбардировщик Ту-2. Есть известная байка как издевался над ним товарищ Сталин.
Попробуем разобраться, что в этом историческом анекдоте правда, а что вымысел либеральных писак. Итак, сама байка про хамство Сталина и несчастного конструктора такова.
Сам дурак, товарищ Туполев
Рассказывают, что в 1943 году после долгих прений в наркомате авиационной промышленности все-таки решили возобновить производство одного из туполевских самолетов. Машина боевая, для фронта и уже уходила в серию ранее, но производство было остановлено решением самого товарища Сталина.
Туполев возмутился - вся подготовка производства, сделанная два года назад, пошла насмарку. Теперь запускать машину - практически с нуля, по новой.
Это и затраты большие и глупость несусветная, зачем было резать два года назад серийные стапели? А планы по новому выпуску ставят будто машина уже в серии, времени на раскачку не дают, всё для фронта, вперед-вперед!
Товарищ Сталин пыл разбушевавшегося конструктора охладил. Мол, сами виноваты, товарищ Туполев. Раз считали решение о прекращении серии неправильным - нужно было добиваться сохранения выпуска.
От такой наглости Туполев аж зашелся. Вы же, мол, товарищ Верховный, сами приказали выпуск свернуть!
По легенде, Сталин, невозмутимо попыхивая трубкой, ответил что ничего в этом такого не видит. Мол, были не согласны - имели право жаловаться на товарища Сталина в ЦК партии!
Занавес и закадровый смех. Вот как хам и тиран Сталин умыл горе-конструктора! Так ли это было на самом деле?
В очередной раз нам под видом невинного анекдота внедряют простую и коварную мысль. Сталин был дурак, как отрекомендовал его Хрущев на двадцатом съезде. И самодур.
Потому и решения такие. Проснулся не с той ноги - снять самолёт из серии. Проснулся с другой - поставить обратно. Как мы победили в самой страшной Войне в истории человечества под командованием такого человека - непонятно.
Немного настоящей истории Ту-2
Разумеется, в действительности всё обстояло совершенно иначе. И обида Туполева на снятие бомбардировщика с серии - глупая.
Приятно, когда твоё творение идёт массовым выпуском. Кроме морального удовлетворения это еще и деньги, премии, награды. Только товарищу Сталину кроме амбиций одного конструктора приходилось учитывать гораздо более широкую обстановку.
И в этой обстановке в 1941 году отмена серии Ту-2 была оправдана полностью. Машина своей горящей ниши на фронте не имела.
Проектировался Ту-2 изначально как пикировщик для борьбы на больших расстояниях с вражеским флотом. Но в 1941 году, когда машина вышла в опытный образец и была облетана, масштабных задач такого рода просто не было.
Кроме того, у машины выявились серьезные проблемы с моторным обеспечением. До этого советская авиация сильного авиамоторостроения не имела, пользовались зарубежными двигателями. Как и сейчас.
А вот для фронтовой машины такое неприемлемо. Был разработан новый советский мотор, эм-стодвадцатый. Но установка получилась сырая, давала многочисленные сбои, да и по мощности хромала.
Это по инициативе Ставки и "ничего не понимающего в авиации" Сталина было решено мучения с эмками прекратить. Самолёт перепрофилируется под новые двигатели.
Решение оказалось удачным. С новыми моторами-"звездочками" конструкции Швецова и тяга оказалась куда больше и надежность выросла.
Кроме этого, новые моторы позволили увеличить массу бомбового снаряжения и поставить пулеметы УБС более крупного калибра вместо штатных ШКАСов.
Доработка под новые моторы потребовала больше года. Всё это время самолет простаивал в опытных экземплярах, с серии был снят.
В тот период мощности авиационных заводов были дефицитом страшнейшим. Фронтовая авиация задыхалась без новых истребителей. В 1941 году превосходство немецкой авиации было подавляющим, нашей пехоте вздохнуть не давали. Нужно было срочно выправлять ситуацию.
То, что на заводы вместо туполевской машины пошли ЯКи и Лавочкины - не результат интриг замнаркома Яковлева. Это суровая военная необходимость. А новый пикирующий бомбардировщик может потерпеть в чертежах до лучших времен.
Кстати и техзадание после снятия из серии было изменено. Машину нужно было сделать бомбардировщиком, преимущественно приспособленным, к борьбе с наземными целями. Именно в таком качестве он и родится заново в 1943 году.
И станет одной из лучших боевых машин своего класса в мире. Доживет в войсках до пятидесятых годов, до самой эры реактивной авиации. Не многие самолёты военной поры могут похвастаться таким!
Так чего больше в легендарном Сталинском ответе: хамства или иронии? Судите сами, но сдается мне, что пожалуйся Туполев в ЦК, его бы там не пугали. Попросту объяснили то, чего не понимал талантливый конструктор.
Фронту позарез нужны истребители. Нужны сейчас. А фронтовой бомбардировщик пойдет на заводы в свой черед. Да и дорабатывать до ума его еще нужно немало.
Простая же арифметика, когда со стороны смотришь. Сталин, кстати, зла на конструктора не затаил. За создание итоговой версии Ту-2 конструктору Туполеву на плечи легли генеральские погоны. Приказ подписывал сам Верховный с размашистым карандашным "Спасибо за самолет!" поверху.