Чтобы разнообразить урок истории, сводил школьников в наш школьный музей, в котором собраны артефакты разных времен и народов, но, в основном, советской эпохи.
Любой поход хоть куда, лишь бы не в классе, всегда вызывает у школьников радость. Я их понимаю, всегда проводить уроки в одном и том же классе действительно надоедает. Это городским школьникам хорошо – они могут и в музеи на уроке сходить, и на выставки, и во всякие галереи.
Мы в деревне ограничены только местным небольшим музейчиком и развалинами старых зданий, построенных еще «при царе». Ну, еще я иногда чего-нибудь притаскиваю на уроки интересного из своей коллекции.
При рассматривании предметов истории мне всегда интересно задавать вопросы в стиле «А кто догадается, что делали этим предметом». Естественно назначаю приз в виде дополнительного балла к оценке, а если вопрос очень трудный, то не жалко и пятерки.
Вот и сегодня:
- А для чего предназначен этот предмет?
- Ну, это легко, - смеются школьники, - это такая стиральная машина древняя.
- А это?
- А это радио такое с проводами, у нас до сих пор такое есть.
80-е года прошлого века они знаю хорошо, не так далеко ушли от того времени. Плавно переходим на начало 20 века.
- А вот эти предметом что делали? – спрашиваю я, показывая на серп.
- Сражались, наверное.
- Траву косили, - догадывается одна девочка, - У нас такой же дома есть.
- А это что? – спросил я, показав на ступу с пестиком.
- Посуда! Кастрюля!
- Нет, - говорю, - это ступа.
Дети смеются.
- Баба Яга на ней что ли летала? А палка эта железная ей зачем?
Объяснил что к чему.
Всякие прялки, железные утюги, крынки и прочие кадки детям не интересны. Дошли до предметов быта:
- А это лапти.
Детям интересно, удивляются, что в этом вообще можно было ходить.
***
А после музея, уже в классе, я достал из своего портфеля еще один исторический артефакт из своих закромов. Сразу скажу – это была обычная копоушка (в одной из своих статей я ее уже показывал). Имеет вид миниатюрной ложечки.
- Как думаете, зачем этот предмет был нужен?
Начинают отгадывать:
- Ложка маленькая!
- Мерка для пороха!
- Гостям давали, когда сахара жалко!
Не могут отгадать.
- Предмет личной гигиены, - подсказываю им.
- Чесаться!
- Зубы чистить! (как?)
Снова не могут догадаться. Даю им ответ:
- В ушах ковырять это, чтобы ничего там не застревало и не накапливалось.
Детей это сильно рассмешило.
- А дайте попробовать? – просит самый бойкий.
- Не, не дам. Это же предмет личной гигиены, ты же не знаешь, какой бородатый дяденька до тебя в ушах ковырял.
- Очень удобная вещица, - сделали вывод школьники, - А есть чего еще посмотреть необычного?
Пообещал им на следующие уроки еще чего-нибудь принести.