Это Собор Сиони - в нём хранится крест Святой Нино. А еще в нём венчался Грибоедов с женой Нино.
Грузия – это страна с потрясающей культурой, очень самобытной, древней, лаконичной и удивительно стильной. Славится она своей архитектурой – строгой, холодной, аскетичной. Каменные храмы, стоящие посреди столицы, не удивляют, но удивляет отношение грузин к святыням – люди, едущие в автобусе или идущие мимо, обязательно перекрестятся; вечером в церкви можно встретить плачущего перед иконой на коленях парня, а у фонтанчиков во дворике на скамьях у главного храма Тбилиси будут чинно сидеть супружеские пары. Неудивительно, что и история жизни главной просветительницы Грузии, святой Нино, будет такой же – благочестивой, праведной, поразительно красивой и трогательной, несмотря на всю грандиозность описываемых в ней событий. В ней есть все: и сказка с могущественной заступницей, и ужасы, и чудеса, и добро, и зло. А все потому, что это история о девушке, у которой была мечта – увидеть хитон Христа – для осуществления ее она не побоялась пойти в языческую страну и сотворить там великое чудо. И так никогда не увидеть хитон.
Экспозиция.
Есть одно замечательное поверье о разделении сфер влияния после вознесения Иисуса на небо – ученики его с Богородицей собрались вместе и ждали знака от Господа. Одним из насущных вопросов был вопрос о том, кому и какой удел достанется под покровительство, дабы там исповедовать Евангелие. Кинули жребий – и Божьей Матери досталась Иберия, то бишь, нынешняя Грузия.
Богородица тотчас хотела отправиться туда, просвещать народ, но час в великом плане Всевышнего еще не пробил, и Ангел Божий сказал Ей:
- Погоди, не суетись ты, сядь удел твой просветится светом Христовым, но позже. Оставайся пока в Иерусалиме.
Оцените, как ненавязчиво эта прекрасная вставка объясняет, почему христианство в Грузии было принято на 3 века позже – в 326 году (это абсолютно традиционный для жития ход), но об этом дальше.
Место действия: Каппадокия.
Участники: воевода Завулон, родственник великомученика Георгия, и Сусанна, сестра иерусалимского патриарха, их дочь Нина.
Когда Нине исполнилось 12, отец ее постригся в монахи и ушел в Иорданскую пустынь, мать ее была поставлена при святом храме патриархом в диаконисы, чтобы служить нищим и больным женщинам; Нину отдали на воспитание благочестивой старице Нианфоре. Способности у Нины были выдающимися – за два года она постигла основы веры, ежедневно читала Писание, обливалась слезами и молилась с любовью в сердце Христу (обычно во всех канонических житиях отмечают большую одаренность святого и его приверженность богу с самого детства).
Завязка.
Нина, читая о страданиях Христа, часто задумывалась о судьбе хитона Господнего.
— Где же теперь находится он? — спрашивала она свою наставницу. — Не может быть, чтобы погибла на земле столь великая святыня.
— При распятии Христа, по жребию (как легко решалась судьба святынь!) он достался одному воину, который отнес его в Мцхет (город в Грузии). А живут там картвелы, соседи у них армяне и всякие-разные горные племена, и все они махровые язычники.
Слова старицы западают Нине в душу, и теперь она молится Богородице, чтобы:
1. Та позволила увидеть ей ту страну
2. Найти хитон
3. Проповедовать святое имя Христа
Для четырнадцатилетней девочки цели масштабные, согласитесь.
И снится Нине сон.
Собственно, сон.
Приходит к Нине Богородица:
— Иди в страну Иберийскую, проповедуй Евангелие, а я буду твоей покровительницей.
— Но как я, слабая женщина, буду в состоянии совершить столь великое служение?
И тут Богородица дарит Нине крест, сплетенный из виноградных лоз (маленький комментарий от нерадивого фольклориста: по Проппу, нашему исследователю сказок, в любой волшебной сказке будет присутствовать Даритель, который даст герою какой-то амулет/предмет, наделенный волшебной силой. Помните фею из Золушки? Параллель очевидна, контаминация жанров тоже):
— Возьми сей крест. Он будет тебя защищать.
Нина просыпается, видит крест, ВСЕ понимает и плачет. О кресте: если вы не видели грузинский крест, то самое время узреть – лоза, сами понимаете, не дерево, поэтому Нина связала его своими волосами. Отсюда же и его изогнутость.
И Нина берет благословение у патриарха и идет в Грузию – просвещать язычников и найти хитон (принято считать, что было это в 326 году, но мнения историков расходятся).
Отдельная история про то, как из Каппадокии в Армению направились 53 девы вместе с царевною Рипсимиею. Они бежали из Рима, потому что царь Диоклетиан хотел насильно взять в жены Рипсимиею, хотя она дала обет девства (но уж больно была красива, как тут удержаться?). Их нашли, вырезали им язык, выкололи глаза, разрубили все тело на части – да только Нина спаслась, скрывшись в кустах дикой, еще не распустившейся розы. Она увидела ангела в небе, к которому восходили души святых мучениц – и зарыдала:
— Господи, Господи! Зачем же Ты оставляешь меня одну среди этих ехидн и аспидов?
Но Ангел отвечал:
— Не время тебе еще.
Основное действие.
И Нина идет дальше, в Мцхет, где молится в день поклонения местных идолам – и идолы исчезают, и люди пугаются, дескать, есть, наверное, бог более великий.
А Нина живет в палатке во дворе у царского садовника и его жены, молится, дарует исцеление от бесплодия, проповедует святые слова и однажды слышит историю о хитоне. Мол, местный житель приобрел этот хитон у римского воина и показал его своей верующей сестре, а сестра, прижав его к груди, тотчас же и пала мертвой. И никакая сила человеческая не могла исторгнуть из ее рук этот хитон – и так ее вместе с ним похоронили, да только никто не знает, где именно; только поговаривают, что было это посреди царского сада, где сам собою вырос огромный тенистый кедр. Там, по преданию, и есть гроб с хитоном. И Нина приходит туда по ночам молиться (заметьте, как интересно вышло – живет она при царском саду, словно хитон зовет ее к себе – в житиях ничего не бывает просто так!) и бывают у нее там частые видения (это, кстати, особенность этого жития – ангелы и другие метафизические сущности к Нине приходят очень часто, что, возможно, объясняется пристальным вниманием к ее персоне Богородицы).
Проповеди Нины дали свои плоды – царь Грузии, Мириан, начал задумываться о Христе, да только была у него жена, Нана, злая, жестокая, почитающая идолов, ненавидящая христиан (очень сказочный персонаж, очень яркий, трафаретный).
Но однажды (!) царица расхворалась, помочь ей никто не мог, послали за Ниной. Условие Нины: царица должна перебороть свою гордыню и прийти сама. Внимание, это тоже типичный для житий момент – вспомните – господи, прости, - «Повесть о Петре и Февронии», где Петр тоже расхворался и пришел просить помощи у Февронии. И царица приходит, и получает исцеление от Бога, и признает Христа Богом истинным.
Царь желает построить храм Божий и выбирает для этого место по указанию святой Нины, в своем саду, именно — там, где стоял упомянутый великий кедр (неожиданно!).
Кедр срубили, сделали из его сучьев (это важно!) шесть столбов, и без всякого труда установили их, чтобы они были опорой будущему храму, но седьмой столб, вытесанный из самого ствола, поднять и поставить его в основание храма они не смогли – его невозможно было сдвинуть с места. Царь опечалился, народ тоже; все разошлись по домам.
И вот здесь удивительный, пробирающий меня до глубины души момент:
Кульминация.
Только святая Нина остается на ночь у срубленного дерева, молясь и обливаясь слезами. И поутру – представьте – рассвет, дымка тумана, рождение нового дня – ей является дивный юноша, опоясанный огненным поясом, и говорит ей на ухо три слова – те самые заветные три слова, и Нина падает на землю и кланяется ему. А юноша обнимает столб и поднимает его в воздух – и видят все это, и удивляются, как, каким чудом этот столб, который никто не смог поднять, взмыл в воздух? Не иначе как чудо.
Так Грузию крестили.
Нина умерла, сотворив еще много чудес, но так и не увидев хитон. Впрочем, в этом и заключается величие ее души и ответ на вопрос о том, что же сказал ей Ангел Господень; вот почему она больше никогда не пыталась искать хитон в другом месте.
А при чем тут Россия?
А вот при чем: крест Нины сохранялся в Мцхетском храме, но потом, во время гонений на христиан, его переносили в Армению, а потом обратно в Грузию, а потом в 1749 году митрополит грузинский Роман привез его в Россию и вручил для сохранности царевичу Бакару Вахтанговичу (тот проживал тогда в Москве). А потом крест был в Нижегородской губернии у грузинский князей, а потом его вообще подарили императору Александру Павловичу. И он уже возвратил его в Грузию, где он и пребывает до нашего времени.
А что касается хитона: его извлекли уже после смерти Нины, когда храм разрушили. А в 1625 году Грузию завоевал персидский шах Аббас и, чтобы заручиться поддержкой России, подарил хитон патриарху Филарету, который, естественно, принял его с великой радостью и положил в Успенском соборе.
В общем, все дороги ведут в Россию.