Найти тему
Книги, кино, СССР

Ветеран вязания кофточек вместо работы

Ну а теперь расскажу о том же поколении, о котором рассказывала в предыдущей части.

Только там были родственники со стороны мужа. А это уже мои. Возраст у всех приблизительно одинаковый. 1935 - 1946 годов рождения.

Моя тетя (сестра мамы)

Чего там было до тетиных лет этак тридцати пяти, не скажу. Знаю только с ее слов, а она постоянно меняла показания.

Но начиная с этого ее возраста, я все помню довольно хорошо.

Работала тетя все годы на одном месте. Программистом. На программистов тогда не учили, так что просто из инженера, закончившего политех, плавно переквалифицировалась.

Работала на тех самых здоровенных ЭВМ. И ЕС ЭВМ, и еще какие-то. Перфокарты, перфоленты - этого добра всегда был полон дом.

Работа была режимная. Регистрация входа-выхода по пропускам. Не опоздаешь, не уйдешь.

Но тете было и не надо.

Она на работе и так не скучала.

Носила с собой вязание и всю дорогу шпарила без остановки. Например, связала себе кофточку из катушечных ниток. Нет, не ирис, не кроше. Именно что обычная сороковка. Та еще ювелирная техника.

И не потому, что тетя быстро спицами орудовала - нет, в обычной ситуации, дома, вечерами, она вязала крайне медленно. Я уже в свои двенадцать лет, когда только-только научилась вязать, орудовала спицами гораздо быстрее нее, и с таким же качеством.

Ну тетя вообще человек медлительный, так что это неудивительно.

Но ту кофточку она сварганила за какой-то месяц. Что четко говорит о том, чем она занималась на работе. То есть на собственно работу там время почти не тратилось.

Опять же, больничные. Раз в месяц свалить на больничный - это святое. Тетя пользовалась тем, что в определенные женские периоды у нее поднималась небольшая температура. И радостно бежала за больничным.

При этом говорила:

- А мне по больничному больше платят, чем так! Так премию поди знай, то ли дадут, то ли нет. А больничный идет по среднегодовому, а у меня давно стопроцентная оплата. Так что мне на больничном быть выгодно!

Ну там отпуска, поездки "на картошку" и отгулы за те поездки (это называлось "отгул за прогул") - это вообще святое.

Так тетя, ни о чем не беспокоясь, доработала до пятидесяти одного года.

Другие сотрудники, тоже программисты, постоянно учили какие-то новые языки. Осваивали новую технику. Отрасль развивалась стремительно. Уже и первые "персоналки" появились.

Но тетя как сидела со своей ЕС ЭВМ, так и сидела. Хорошо, спокойно, над ней не каплет: чего суетиться? Тем более что до пенсии досидеть оставалось всего ничего.

И тут наступил девяносто первый год. И сразу, прямо в январе, тетю попросили на выход. Сокращение пошло.

Тетя переживала страшно. Говорила, молодых девчонок оставили, а мне, почти пенсионерке, не дали доработать. Ну как так, а? Разве можно со мной, одной из старейших работниц организации, так жестоко? Куда я теперь пойду?

То, что "молодые девчонки", которым тоже было уже под сорокет, вовсю работали на персоналках, а гробы "Единой системы" быстро отходили в разряд легенд, тетю не интересовало.

Ну там дали пособие, все как полагается при сокращении.

Причем уволили крайне неудачно. Буквально тогда же приняли закон: кого уволили в момент, когда ему до выхода на пенсию осталось три года и меньше, тот может оформить пенсию досрочно.

Многие пользовались. Даже просили, чтобы им, при попытке снова трудоустроиться, писали отказ "по возрасту". Типа, устали работать, хватит, сколько можно. Стаж и так хороший.

Тетя под этот закон не попала: ей в момент увольнения до пенсии оставалось больше трех с половиной лет.

Но на новую работу тетя устраиваться не стала. И не столько потому, что не нашла. Найти было можно. И даже что-то находилось. Скорее, не хотела: все время находила причины, по которым она туда не пойдет. Частенько надуманные, ну да ее воля.

В результате она оформила пособие по уходу за бабушкой, которой уже исполнилось восемьдесят. Никакое, но хоть что-то. И так и жила: на бабушкину пенсию да на то пособие.

...А потом тете исполнилось 55. И она тут же побежала оформлять себе пенсию.

Общий стаж-то у нее большой. И запросила себе тетя звание "Ветеран труда". Пенсия больше, плюс льготы - красота!

Но ей сказали, одного стажа мало. Нужны еще награды. Хоть какие, хоть ведомственные.

Тогда тетя раскопала в старых бумагах грамоту "Победитель социалистического соревнования".

Грамота вообще-то вручалась моей маме. Но там имелись нюансы: тетя и мама в тот момент работали в одной конторе - раз. Грамота была напечатана на плохонькой машинке, шрифт еле какой - два. Имя-отчество написано не полностью, а инициалами - три. И инициалы у них различались одной буквой - четыре.

Так что тетя быстренько исправила одну буковку. И помчалась с этой грамотой за присвоением звания ветерана труда.

Ее сначала послали.

Но не такова тетя, чтобы сдаваться. Она дошла до суда. И через суд доказала, что эта грамота равна ведомственному знаку отличия.

И суд присудил: звание дать!

Вот и стала тетя, просидев на больничном да провязав кучу рабочего времени, ветераном труда.

Еще и недовольна: я, говорит, так пахала, ну так пахала. Могли бы и побольше пенсию дать!

Никакого сравнения с дядей мужа, который все здоровье на работе оставил. И звание это получил заслуженно. Да и не ради него работал.

Следующая часть

Фото pixabay.com
Текст мой.

Если понравилось, пожалуйста, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на мой канал!