Москва в последние дни ушедшего года напоминала финишный городок после крупного забега: шумно, машины стоят, люди бегут, товары первой необходимости (елки, елочные игрушки, мандарины) можно купить прямо на ходу, в палатках. Все торопятся на финиш до нового года. Праздник стал больше похож на на дедлайн. Почему?
Людям жизненно необходим всеобщий царь-срок. Все успеть, провернуть, завершить, отстоять пробки в декабрьское пекло, из последних сил сесть за стол тридцать первого декабря и поесть вареных овощей с колбасой, заправленных майонезом. Испытать ощущение чистой совести и розданных долгов. Правда, новые планы (или, по-модному, new year resolutions), например, бросить курить первого января, пойти в зал, взяться за английский уже второго-третьего начинают откладываться на послепраздничное потом, после праздников — до весны, а весной на после отпуска. И только в декабре кажется реальным успеть что угодно за один месяц. Срочно! Обязательно! До конца года!
Почему для многих людей наступление конца года — каждый раз сюрприз. Ввиду несовершенной памяти? Поди на 330-й день упомни, что прошлые 365 закончились новым годом. Или потому что каждый раз наступает новый год не ясны закономерности? В сущности, сочетание "месяц-год" не имеет значения, если вы точно знаете, чего хотите и сами планируете свою жизнь. Лично я предпочитаю быть вне этой системы и манкирую предновогоднюю гонку перед всеобщим ежегодным дедлайном. К примеру, подарки на Новый год и дни рождения близких я покупаю в поездках или как только вижу распродажу у их любимых марок. А вот елку беру в последний момент: без очереди и самую большую, которую никто не сдюжил (и тоже с громадным дисконтом). Таким образом, успеваю подольше ею насладиться в январе.
Дедлайн в России — бесконечно гибкая вещь. Как известно, близкий дедлайн намного более мотивирующий, тонизирующий. Когда на одну и ту же задачу у нас есть три дня, мы выполним ее завтра, если же дается месяц — или в последний день, или никогда. В последний месяц года срок “строго до конца года” становится исключительно осязаемым. Однако я считаю намного более важными свои личные, собственные вехи. Например, дедлайны, привязанные к дню рождения или любому другому дню, который мы сами себе назначим. Право же, нести ответственность перед самим собой намного легче и приятней, чем перед последней датой календаря. Почему это не работает?
Одна из причин — современная мода на прокрастинацию. Мне кажется, до того, как русские СМИ рассказали о прокрастинации, такого явления в России не было. Люди или работали, или ленились. Красивое название и участливые советы психологов как бы легализуют бездействие и даже избавляют страдающего от чувства вины. А ведь гораздо полезнее сфокусироваться и заставить человека поразмышлять о том, почему ему приходится себя заставлять что-то делать. Чтобы трудиться было в удовольствие, надо заниматься делом, которое само по себе приносит удовольствие. Да, наш мир слишком сложно организован, найти себя и удачно устроиться — невероятно тяжело. Но успеха в этом абсолютно точно не добьются те, кто привык прокрастинировать со студенческой скамьи и те, кто даже не попытался. Наконец, есть много способов реализоваться в любимом деле хотя бы в режиме хобби и иметь пусть небольшой, но дополнительный доход. Люди, получающие удовольствие от работы, не делают разницы между буднями и выходными и уж тем более не откладывают дела до нового года.
Другая причина в том, что в современном мире поменялись деловые требования к человеку. Еще до наступления эпохи трансгуманизма большинство работодателей предпочитает нас-круглосуточных, нас-неутомимых (в идеале, не нуждающихся в обеде и кофе-паузах), нас-супербыстрых. Нынче модно заламывая руки перерабатывать и чуть ли не хорошим тоном считается уйти из офиса попозже. Сама по себе гонка до дедлайна превратилась в норму, а новый год — в разновидность дедлайна. Наконец, о самих себе люди вспоминают, когда видят последние сроки года и понимают, что год – все. Успеть бы хоть что-то для себя!
Однажды мы с другом закончили работу в восемь вечера и пригласили поужинать с нами еще пару человек. Они не смогли: “Как? Вы все успели к этому времени? Это невозможно!” Вот и получается, что, став круглосуточными на работе, мы не оставили себе времени на остальную жизнь и элементарный быт, который пока не подвластен высоким технологиям и шеринг-экономике: ногти сами себя не накрасят, волосы не подстригутся, платье без примерки не сядет, наконец, елка не нарядится. Не забудем еще и о том, что каким бы трижды топ-менеджером ты ни был, курьер все равно главнее, и именно тебе придется мчаться домой встречать елку тогда, когда ему удобно. Итак, к новому году человек активизируется в работе, да еще и начинает заниматься собой. Да не один — вся страна. Вот готовый рецепт стресса, пробок, очередей.
Вы думали над тем, зачем вся эта гонка лично вам? Каждый год? Ведь совершенно нормально для человека устать. Решить не резать “Оливье”, не собирать большую компанию, не хороводить до восьми утра. Так же, как одни прокрастинируют, не найдя в себе мотивации выполнить какую-то задачу, другие могут вообще не любить праздники. И если первые вступили в отношения сделки и дали обещание, отмечать наступление нового года с хрестоматийным размахом мы никому не должны. Достаточно купить бутылку шампанского, банку икры (хоть заморской, баклажанной!) и провести тридцать первое декабря как заблагорассудится! Новый год все равно наступит.