Бывает, что подросток плохо усваивает учебный материал, и как результат — жалобы педагогов родителям. И снова виноват ребенок. Но не задумался ли преподаватель: а не в качестве ли обучения дело? Существуют такие печальные данные: в ходе одной из проверок лишь 20 процентов учителей физики и математики старших классов смогли решить задачи по своим предметам, предлагаемые абитуриентам на экзаменах. И дело не только в обучении. Воспитание в целом оставляет желать лучшего.
Итог воспитания — очередная проработка. И так «прорабатываем» по делу и на всякий случай, невзирая на психику, возрастные особенности, круг увлечений. Стараемся подогнать воспитуемого под желаемый стереотип или еще хуже — заставить идти той дорогой, которую когда-то преодолевали сами. «Не спорь, а делай так, как тебе велят. Старшие лучше знают, что тебе надо и что не надо». Но как же быть тогда с замечательным открытием современности, которое утверждает, что каждый член вот уже семимиллиардной семьи людей, населяющих нашу планету, — уникальное явление! Он — результат единственного в своем роде сочетания 50—100 тысяч генов, прихотливо сложившихся и создавших не просто еще одну особь определенного биологического вида, а неповторимую личность с отличающимся от иных людей мировосприятием, особенностями ума, психики. Недаром же в слове «личность» ухо еще слышит и «отличный». Не такой, как все!
Но невзирая ни на что, подросткам навязывается единый, с точки зрения воспитания, алгоритм поведения: так должно быть, и никак иначе.
Словом, должны жить так, как жили во все времена старшие. И чтобы дети научились жить так, как хотелось бы взрослым, культивируется самый легкий и незамысловатый способ воспитания. Как отмечают психоневрологи, способ по типу «непринятия» — авторитарное, тираническое отношение к юному человеку.
Каковыми же могут оказаться последствия воспитания таким способом? Те же психологи снова отмечают: ни к чему хорошему эта методика не приводит. В зависимости от темперамента одни дети приобретают склонность к агрессивности, импульсивности, чрезмерному честолюбию, зависти. Такие болезненно переживают свои неудачи в учебе, в личной жизни. Другие, наоборот, усвоив черты практичности, скрытности, сделались недоверчивыми, чрезмерно осторожными. Третьи оказываются предрасположенными к замкнутости, склонными к страхам, преувеличенным переживаниям.
Молодежь — это всегда продукт своего времени. Одно поколение — дети Октября, другое — военного лихолетья, третье пришлось на годы застоя, далее - дети перестройки, дети 90-х и т.д. Сегодня в умах многих воцарился прагматизм равнодушия. Нельзя отрицать, что и этот фактор не сказался на воспитании нынешнего молодого поколения. Словом, изменялись условия, изменялась и сама молодежь.
Есть и другой аспект в понятии взаимопонимания: поколение отцов и матерей, прошедшее через разруху 90-х, старалось по-разному создать для своих детей лучшую жизнь. И каждый в меру своих возможностей. В итоге слепая любовь к своим чадам породила эгоизм у младшего поколения. О чем речь? А вот о чем. Настрадавшись, мы сдували пылинки со своих детей, боялись им сказать слово поперек. В итоге появились такие, которым теперь якобы все положено от рождения.
На Западе сыновья миллионеров, скажем, чтобы овладеть умением умножать капитал отцов, с детства осваивают множество профессий, учатся работать. Мы же, впервые поев досыта, сразу стали беспокоиться, как бы не переработали наши дети. А в итоге какая самая острая проблема у подростков сегодня? Увы, досуга. А попробуй развеселить человека, который тем и занят, что все время отдыхает.