Большая часть розницы делится на следующие форматы магазинов по обслуживанию: дискаунтер, супермаркет и гипермаркет. У каждого формата есть ряд особенностей, которые принципиально отличаются в их подходах относительно самой торговли.
Дискаунтер
«Ценовой лидер», расположенный рядом с домом. Магазины для «непритязательного» сегмента покупателей, ориентированные на базовый ассортимент и низкие цены.
Цели:
- повышение товарооборота за счет увеличение и обеспечение постоянного потока покупателей (количества чеков)
- сохранение нормативной доходности
Средства:
- ценовое лидерство
- стабильное присутствие базового ассортимента
Ассортимент:
- основной (базовый, неширокий, неглубокий), удовлетворяющий повседневные потребности целевых покупателей, обязательно включающий в себя минимальную потребительскую корзину
- быстрооборачиваемые товары первой необходимости
- основные узнаваемые бренды-лидеры в соответсвующих ценовых сегментах
- акцент на низкий ценовой сегмент
Целевые группы/маркетинговые линейки:
- Собственная Торговая Марка
- акционные товары
Супермаркет
«Лучший в категории фреш», «Фреш-лидер». Лучшим покупателям – изысканные продукты и качественное обслуживание. Магазины-новаторы, прежде всего, ориентированы на качество как представленных товаров, с продвижением целевых и компетентных групп (например, Сыры), так и на сопровождающее обслуживание.
Цели:
- повышение товарооборота за счет увеличения среднего чека, сохранения постоянного потока покупателей (количества чеков)
- повышение доходности
Средства:
- лидерство по качеству, формирование имиджа супермаркета как «фреш-лидера»
- предоставление высокого уровня обслуживания в соответствии с позиционированием формата
- формирование лояльности (от предпочтения к приверженности) целевых покупателей за счет ассортиментного предложения, в том числе, целевых и компетентных видов/подвидов товара, комфортной атмосферы покупки, привлекательной персонифицированной программы лояльности
Ассортимент:
- основной (базовый) + имиджевый (уникальный)
- широкий и глубокий в акцентах
- широкая представленность как основных, так и эксклюзивных брендов
- акцент на средний и высокий ценовой сегмент
Целевые группы/маркетинговые линейки:
- собственное производство
- овощи-фрукты
- Собственная Торговая Марка
Гипермаркеты
«Все под одной крышей, по низким ценам для всей семьи, в атмосфере праздника». Магазины ориентированы на широкий и глубокий ассортимент хорошего качества. Акценты на продвижение целевых и компетентных групп (например, Пиво)
Цели:
- повышение товарооборота за счет увеличения среднего чека, увеличение и обеспечение постоянного потока покупателей (количества чеков)
- повышение доходности.
Средства:
- имидж ценового лидера
- широкий и глубокий в акцентах ассортимент
- увеличение импульсной покупки (дополнительный акцент на кросс-мерчандайзинг и кросс-сейлинг)
- широкие и глубокие сезонные и тематические предложения
- праздничная динамичная атмосфера
Ассортимент:
- присутствие всех групп товаров во всех подформатах (в разной широте/глубине представления)
- основной (базовый) — широкий и глубокий в акцентах в категории FOOD
- широкий и уникальный в категории Собственное производство
- широкий и глубокий в категории NON FOOD (в соответствии с подформатом)
- широкая и глубокая представленность сезонных и импульсных товаров
- акцент на средний и низкий ценовой сегмент
Целевые группы/маркетинговые линейки:
- собственное производство
- сезонные товары
- детские товары
- медиа
- Собственная Торговая Марка