1,3K подписчиков

Проблемы с которыми сталкиваются черкесы в Турции

1,5K прочитали
После того, как в 2004 г.

После того, как в 2004 г. в Турции было начато вещание на нетурецких языках, турецкие газеты оценили численность курдов в 20-25 млн, лазов — в 9,2 млн, черкесов — в 7 млн, боснийцев — в 3 млн, албанцев — в 500 тыс., грузин — в 400 тыс., армян — в 280 тыс., ассирийцев — в 50 тыс, евреев — в 30 тыс. В Турции проживают ещё арабы, греки, помаки. Курдские наблюдатели комментировали эти данные как свидетельство «отсутствия [этнических] турок» в Турции, имея в виду, что большая часть нынешнего населения Турции не является этническими турками.

Как известно, основной поток переселенцев с Северного Кавказа в османскую империю пришёлся на 1863-1864 гг. и продолжался в течение полувека. Для османских властей переселяющиеся северокавказские народы являлись инструментом реализации определённых внутри- и внешнеполитических целей. Около половины переселенцев была расселена на территории балканских владений Порты для подавления национально-освободительных движений балканских народов. В Турецком Курдистане и Армении на них была возложена задача обороны османских границ в конфликтах с Россией, а также проведение вместе с курдами карательных операций против армян. Кроме того, черкесы использовались в качестве военной силы против курдов и арабов.

Черкесы, в отличие от курдов, никогда не требовали от турецкого государства получения каких-либо национальных прав, считаясь одной из наиболее лояльных групп населения. Многие представители черкесской диаспоры традиционно занимают высокие посты в армии, других силовых структурах и на гражданской службе. Однако, несмотря на это, черкесы так и не выдвинули «из своей среды сколько-нибудь значительную прослойку национальной интеллектуальной элиты, способную сформулировать концепцию этнического развития в новых условиях». Политика отуречивания привела к тому, что подавляющее большинство черкесской молодёжи не владеет черкесским или абхазским языком, будучи в значительной степени ассимилированной. В связи с этим с начала 2000-х годов в Турции всё чаще стали раздаваться голоса, что в Турецкой Республике дискриминации подвергались не только немусульманские общности — курды и алавиты, но и черкесы. Открытие языковых курсов, как отмечалось, не решает проблему изучения языка.

Несмотря на то, что турецкие власти не сомневаются в лояльности черкесской диаспоры, в Турции всё же существует опасение, что культурное возрождение турецких черкесов может быть использовано внешними силами против Турецкой Республики. Следует отметить, что ещё в конце XIX в. османские власти жёстко пресекали попытки отдельных черкесских интеллектуалов, направленные на развитие языка и культуры, подвергая черкесских деятелей суровым преследованиям. Ныне турецкие власти особенно опасаются в этом вопросе действий Евросоюза, зная умелую работу западных держав с меньшинствами.

Черкесы априори не могут представлять, в отличие от, например, курдов, никакой угрозы турецкому государству, поскольку для них характерна географическая распыленность, высокая степень урбанизации, они не имеют в Турции исторической родины и могут претендовать лишь на роль влиятельной диаспоры.

Сразу же после начала работы TRT-6 лидеры черкесской общины Турции начали просить турецкие власти ввести преподавание в университетах страны «черкесских языков» и литературы (турецкие власти объединяют под понятием «черкесы» всех представителей черкесской группы языков — черкесов, абхазов, адыгов, а также зачастую и представителей нечеркесских кавказских народов) и организовать радио- и телевещание на черкесских языках. В настоящее время TRT осуществляет телевещание на черкесском языке в получасовом объёме в неделю. Однако эти передачи, как и существовавшее до создания TRT-6 30-минутное курдоязычное вещание, не пользуются никакой популярностью, поскольку передают информацию об устаревших событиях и идут в неудобное для телезрителей время.

5 января 2009 г. президент Турции Абдулла Гюль принял руководителей Федерации кавказских ассоциаций (ФКА), в которую входят несколько десятков черкесских организаций. ФКА считает, что численность черкесов в Турции составляет около 6 млн человек. Однако эта цифра представляется сильно завышенной (как минимум в несколько раз). Кроме того, нередко к черкесам в Турции относят представителей всех северокавказских народов, бежавших сюда во время и после Кавказской войны в XIX веке, в том числе нечеркесоязычных народов — ираноязычных осетин, тюркоязычных карачаевцев и балкарцев, дагестанцев, чеченцев.

Положительно оценив создание TRT-6, руководство ФКА обратилось к президенту Гюлю с просьбой о создании подобного телевещания для черкесов, а также о развитии при университетах кафедр черкесского языка и литературы для подготовки дипломированных филологов, которые смогли бы осуществлять преподавание на курсах «черкесских языков». Такие кафедры были открыты несколько лет назад, но испытывают сильную нехватку специалистов. При этом представители черкесской общины, как и курды, отмечали необходимость включения обучения языкам (в т.ч. черкесскому) в систему народного образования, а не просто изучения языков на факультативных курсах. По их мнению, после 80 лет запретов нетурецких языков, курсы являются ни чем иным, как продолжением их уничтожения, и турецкие власти должны оказывать всяческое содействие в процессе возрождения языков, а не просто предлагать изучать их на курсах. Черкесские активисты, отмечая значительный вклад черкесов в развитие Турции, подчёркивали, что черкесский язык в Турции находится на грани уничтожения. В феврале 2011 г. черкесы требовали уже введения образования на черкесском языке. В марте 2011 г. черкесы в Анкаре провели митинг с требованием обучения на черкесском языке. В середине апреля 2011 г. в Анкаре черкесскими организациями был организован ещё один митинг, на котором глава Инициативы черкесских народов Меретуко Кенан Каплан заявил, что со дня создания Турецкой Республики проводилась политика «ассимиляции и социального исключения». На митинге раздавались лозунги в поддержку «родного языка». М.К.Каплан отметил, что черкесы требуют получения образования на родном языке, изменение концепта гражданства (не турки по национальности, а граждане Турции), позитивную дискриминацию и изменения конституции, принятой после военного переворота 1980 года, а также открытие государственного телерадиоканала с вещанием на черкесском языке. В целом черкесские организации единодушны по 2 основным требованиям — телерадиовещание и образование на родном языке. 21 мая 2011 г. в Стамбуле черкесы провели шествие, посвящённое 147-й годовщине депортации, требуя предоставления культурных и образовательных прав, необходимых для предотвращения ассимиляции.

При этом черкесские организации, понимая, что Турция вряд ли в ближайшем будущем пожелает и сможет создать отдельный телеканал на черкесском языке, просили начать черкесоязычное вещание на TRT-6, который действует лишь на курдском языке.

Однако ныне черкесы, как уже отмечалось, требуют создания отдельного черкесоязычного государственного телеканала.

В политическом отношении основной упор черкесских организаций направлен на оказание поддержки адыгам, абхазам и черкесам на Северном и Западном Кавказе. Турецкие власти потенциально могут использовать черкесскую диаспору в Турции для усиления своего влияния в этом регионе.

Лидеры черкесской общины в Турции просили турецкие власти оказать поддержку Абхазии — признать независимость этой республики. Однако, понимая, что Турция вряд ли пойдёт на подобный шаг, настаивали хотя бы на экономическом сотрудничестве (в т.ч. возобновлении морского сообщения между Трабзоном и Сухумом, которое действовало в середине 90-х годов, организации авиарейсов Трабзон — Сухум). Турецкие бизнесмены имеют ограниченные экономические отношения с Абхазией, представляющей для них определённый интерес в связи с тем, что этот регион является своеобразным чистым листом. При этом для оправдания перед официальным Тбилиси этих отношений с Абхазией, турецкие власти указывают и на якобы «влиятельную» черкесскую диаспору.

Начало полномасштабного вещания на «черкесских языках» распространило бы влияние Турции на Абхазию и республики Северного Кавказа, поскольку в этих республиках вряд ли возможно создание телевидения того качества, которое может быть создано в Турецкой Республике. Таким образом, Турция фактически создала бы рынок «черкесоязычных» электронных СМИ, став при этом наиболее важным его игроком. Поэтому для Турции, несмотря на некоторый риск, всё же создание черкесского телевидения не несёт никаких серьёзных угроз, предоставляя, напротив, возможность проведения активной политики на Северном и Западном Кавказе. При этом Турция не может быть заподозрена Россией в каких-то скрытых планах, поскольку действия Анкары обусловлены именно процессом демократизации и требованиями черкесских организаций предоставить им права по примеру курдов.

В этом смысле возможна своеобразная реанимация политики младотурок, которые в рамках своей доктрины пантюркизма придавали особое значение роли северокавказской диаспоре, что создало в период их правления определённые предпосылки для этнического развития черкесов. Большую культурно-просветительскую деятельность осуществляло созданное в 1908 г. в Стамбуле Черкесское общество взаимопомощи (ЧОФ), результаты работы которого публиковались в еженедельной восьмиполосной газете «Гуазэ». ЧОФ издало также десятки книг, брошюр, бюллетеней и журналов. Тогда же в Стамбуле была открыта черкесская школа с преподаванием на адыгском языке, после чего подобные школы стали создаваться в некоторых сельских районах проживания северокавказцев.

Естественно, возрождение, этническое развитие и консолидация черкесов в Турции неминуемо приведёт к желанию установления связей с черкесскими интеллектуалами на Северном Кавказе, отправке учебных материалов и добровольцев-преподавателей. В будущем, возможно, получат определённое распространение и идеи репатриации на историческую родину, тем более, что абхазо-адыгские народы находятся в сложной демографической ситуации. Не случайно в качестве наиболее благоприятного пути этнодемографического развития Абхазии рассматривается массовая репатриация этнических абхазов из Турции и стран Ближнего Востока.