Давайте наберемся смелости и признаем: за все годы существования Советской власти единственным благом цивилизации, реально облегчившим жизнь селянина, стали два электропровода, подтянутых к его дому. Та же, что и столетия назад, «русская» печка, те же дрова, которые нужно было привезти из леса, распилить-расколоть, сложить-высушить. И — грязь. Чуть ли не круглогодичная непролазная грязь под окном. Работа, кроме домашней, почти исключительно ручная, тяжелая, грязная: доярка, скотник, конюх. С полеводством ситуация чуть иная, но вряд ли лучше. Механизаторы, они, вроде бы, навоз не гребут. Но вечно в солярке, масле, пыли. Так стоит ли удивляться тому, что лучшие, самые умные и деловые представители сельской молодежи пользовались любой возможностью, чтобы «свалить» из деревни в край нормальных зарплат, теплых батарей отопления, воды из крана? В город все бежали, одним словом.
Не сразу, постепенно, но села стали пустеть. Пик процесса пришелся не на годы перестройки? Ничего подобного! На 70-80 годы прошлого века. Причем уезжали ЛУЧШИЕ!!!
Наверное, все это можно было остановить. Влить деньги в село, провести газ, водопровод, построить дороги. Но власти, потерявшие, видимо, всякую связь с реальностью, предпочитали отделываться лозунгами.
«Нечерноземье — твоя целина!» Помните такое, молодежь семидесятых? Или «Всем классом на ферму!»
… Представитель райкома, приехавший в сельскую школу, увлеченно рассказывал десятиклассникам, о том, как в ближайшие годы преобразится их деревня, какие средства уже выделены на строительство дороги от райцентра. Двое парней на задней парте тем временем что-то увлеченно подсчитывали на тетрадном листочке.
- Вы знаете, мы тут прикинули кое-какие цифры. И вот что получилось. К нам каждый год по профориентации приезжают. И все про дорогу рассказывают. Мы подсчитали. Сумм, про которые вы говорите, если их взять мелочью, уже давно хватило бы на то, чтобы покрытие дороги сделать из монет, а не асфальта. Только дороги как не было, так и нет.
Частный пример, но говорит о многом. Впрочем, этот разговор мы планируем продолжить.