Статья от учителя русского языка со стажем работы 4 года и двумя высшими образованиями.
Когда я веду урок, мне хочется, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от того, что открывает новые знания о мире, анализирует их, получает опыт.
Я разрешаю детям высказывать разные точки зрения, дискутировать, искать истину. Мне интересно наблюдать за умственным процессом в их головах, и я всегда рада дать им новую пищу для ума.
К сожалению, не каждый ребенок обладает достаточными навыками для осуществления мыслительной деятельности. Кому-то тяжело охарактеризовать персонажа произведения, кто-то не может соотнести историческую эпоху с временем действия в книге. Кому-то в эту книгу даже лень заглянуть.
Я никогда не называю детей плохими, глупыми или ленивыми, я просто анализирую их поведение и думаю, как его исправить.
Выход есть один, и он очень прост. Воспитание и развитие ребенка происходит, в первую очередь, в семье. Поэтому дома с ребенком обязательно нужно разговаривать.
Сейчас я дам несколько советов, как легко в домашних условиях развивать речевой аппарат и аналитические способности ребенка, прививать ему уверенность в себе и любовь к обучению.
1. Подавайте правильный пример – начните читать. Найдите книгу по душе и прочитайте ее вместе с ребенком.
Например, один мой ученик, средний балл которого – твердая «3» начал работу над проектом «Сайт-дневник литературного героя». Ему предстояло прочитать «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гелькберри Финна».
Дома вместе с мамой ученик не только прочитал произведения, но и прекрасно выполнил сайт и блестяще защитил его перед одноклассниками. В дальнейшем он первым тянул руку на все вопросы по произведению и отвечал.
Сделайте семейное чтение традицией. Заложите в ребенке привычку читать. Но не заставляя, а показывая на собственном примере, каким интересным и захватывающим бывает этот процесс.
2. Анализируйте прочитанное.
Говорите с ребенком. Задавайте ему вопросы и хвалите за подробные развернутые ответы.
Начните с вопросов: «Тебе понравилось это произведение?», «Чем понравилось?»
Дальше перейдите к анализу поступков героев. Почему герой так поступил? Для чего ему это было нужно? К каким привело последствиям? Как его это характеризует?
Если вы заметили символы, знаки, скрытые мотивы, которые ребенок не сразу видит, задайте наводящие вопросы и объясните, что не всегда ответ может лежать на поверхности.
В конце обязательно задавайте вопросы на понимание идеи произведения. А что хотел сказать автор? К чему он хотел призвать, чему хотел научить?
Как правило, в каждом произведении поднимаются важные нравственные темы. И на этих примерах ребенка легко научить понятиям дружбы, доброты, порядочности, честности и т.д.
3. Хвалите ребенка.
Всегда создавайте ребенку ситуацию успеха и искренне радуйтесь его достижениям. Умение мыслить, оценивать, анализировать – это важный навык в жизни человека. Чем раньше ребенок его выработает, тем быстрее он станет ответственным за себя и свои действия, за выбор друзей, за совершение поступков.
Уделяйте больше времени ребенку, относитесь к нему с добротой и вниманием, и тогда он обязательно вырастет счастливым человеком!